Страницы

суббота, 12 апреля 2014 г.

Они служили на космодроме Байконур

Посвящается:
 Всемирному дню авиации и космонавтики (12.04. 1962 г.)
80-летию Свердловской области
 75-летнему юбилею Владимира Григорьевича Лозина (1939 г.)
70-летию со дня открытия Верхнетуринского механического техникума (1944 г.)



    К Всемирному дню авиации и  космонавтики  хочу рассказать о людях Верхней Туры – свидетелях и участниках грандиозных событий в истории развития  космоса.
 Владимир Григорьевич Лозин родился 2 августа 1939 года в рабочей семье большого верхнетуринского рода. Учился в средней школе №3, но  9-й класс пришлось заканчивать в  Школе рабочей молодежи, где директором была Ермилова. После окончания школы  в сентябре 1956 г. поступил работать сначала учеником токаря, затем токарем инструментального цеха № 5 Верхнетуринского  машиностроительного  завода. Трудовая деятельность длилась немногим более двух лет – призвали служить в ряды Советской армии. 6 ноября 1958 года призывник Лозин явился в Кушвинский  горвоенкомат. Целых  четыре года  Лозин не был дома, (столько длилась тогда срочная служба), 1958 – 1962 гг.  Служить попал Владимир в ракетно – космические войска.  
Владимир Григорьевич Лозин

 Это было время становления российской космонавтики, время строительства космодромов «Байконур» и «Плесецк», начало истории освоения космоса.
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292—181сс  утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР, предназначенного для испытаний ракетной техники. Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни  посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана — Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюратам железной дороги Москва — Ташкент.
Руководителем строительства был назначен строитель генерал-майор Г. М. Шубников. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года. Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. В тот же день 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.
Официальным же днём рождения космодрома считается 2 июня 1955, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура   Пятого научно-исследовательского испытательного полигона.
К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих — 3600 человек, среди них – трое верхнетуринцев,  в т.ч. и Лозин В.Г.
армейские друзья
 Как вспоминает наш герой, по прибытии на станцию Тюратам разместили их в землянках, расположенных рядами, а в каждой землянке – военнослужащие одной профессии – водители, охрана и др. Через некоторое время   стали задействовать военнослужащих не только на строительстве объектов, но и на запусках ракет, хотя в первом запуске участвовали только офицеры.  
Чаще всего находились в охране секретных объектов. Однажды, будучи старшим сержантом  караула, Владимир встретился с главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым  и запомнил эту встречу на всю жизнь.  «Стою в карауле, подходит, показывает пропуск, а он у него необычный – с печатью из двух красных линий. Вот и не пустил его, а Королев стоит и улыбается. Вызвали начальника охраны. Только тогда я узнал, что это и есть Королев. Все держалось в   строжайшей секретности, поэтому ни фотографий, ни других доказательств, конечно, нет. Да и молчать пришлось 49 лет».
Действительно, только в 2007 году  впервые своими воспоминаниями Владимир Григорьевич поделился  на встрече в городской библиотеке им. Ф. Ф. Павленкова со студентами ВТМТ.
2007 год. Александрова Л.Н., Лозин В. Г., Гумарова Р.Г., Иканин А.В.
    Владимир  Григорьевич был участником 17 запусков ракет и космических аппаратов, видел, как по частям доставляли ракету на стартовую площадку. А собирали ее в специальном цехе, монтажно-испытательном комплексе, построенном в степи в нескольких километрах, откуда проложена железная дорога до стартовой площадки.
    До сих пор перевозки ведут по железнодорожным путям со скоростью до 3 км/ч - не быстрее пешехода. Это позволяет защитить от возможных сотрясений и ударов нежную «начинку» ракеты и космического аппарата. Уже доставленную ракету-носитель на месте проверяла каждая служба отдельно: привезли на автобусе, выполнили свою работу, увезли. Никакого скопления людей не было. В одно время Лозин выполнял также работу  старшего телеметриста бортового спецэлектрооборудования, в обязанности которого входила проверка аппаратуры в полутора метрах от головки ракеты- носителя.
 Волею судьбы оказался  В.Г. Лозин свидетелем  следующих событий:
19 августа 1960 года — запущен «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. После 17 витков вокруг Земли аппарат приземлился в заданном районе. Собаки вернулись живыми.
24 октября 1960 года на космодроме при испытании баллистической ракеты «Р-16» произошла крупная катастрофа, в результате которой от огня и отравления компонентами топлива погибло 78 человек, среди которых был главнокомандующий РВСН Митрофан Неделин, руководители испытания от полигона полковники А. И. Носов и Е. И. Осташев.
        12 апреля 1961 года с космодрома запущен «Восток-1» — космический аппарат, впервые в мире доставивший человека на околоземную орбиту (Ю. А. Гагарин). Совершив один виток вокруг Земли за 1 час 48 минут, аппарат приземлился в Саратовской области. Увидеть Юрия Гагарина  близко не пришлось.
            В это время в Верхней Туре услышали об этом. Своими воспоминаниями поделилась жительница г. Лесной, уроженка Верхней Туры, Ольга Леонидовна Белоусова, о дне 12 апреля 1961 г. «Мы находились в заводской столовой ВТМЗ. И вдруг слышим  голос диктора – ««Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство!
     12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник « Восток» с человеком на борту!
     Пилотом- космонавтом космического корабля-спутника « Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич!»
Что тут началось: крики Ура, объятия, поздравления. Мы так радовались этому событию, как будто сами совершили этот полет в космос».
       После Байконура, перед демобилизацией,  Владимир Григорьевич  немного служил на космодроме Плесецк. Военнослужащих отправили туда для поправки здоровья, ведь находясь в степи на Байконуре, они все были очень похудевшие.  И письма домой Владимир писал с обратным адресом: Москва – 400, Ташкент – 90, Ленинград – 300. Дома радовались, а сын  никогда в этих городах и не был.  
Отслужив в армии, он продолжил работать токарем – универсалом  в том же инструментальном цехе родного завода, поступил учиться на вечернее отделение Верхнетуринского  механического техникума. По комсомольской путевке работал пионервожатым в летнем пионерском лагере «Уральские зори».
 Окончил техникум в 1967 г., получив специальность техника – технолога по холодной обработке металлов резанием, повысилось и военное звание -  старший лейтенант.  Вскоре был отправлен на полугодовые курсы повышения квалификации ИТР. После окончания курсов В.Г.Лозин был переведен в отдел главного энергетика на должность начальника газового хозяйства завода, где проработал до октября 1970 г. Затем были 12 лет профсоюзной деятельности – заместителем, председателем заводского комитета профсоюзов (1970 – 1982 гг.).  К этому времени Владимир Григорьевич уже состоял  в  КПСС, был женат на Ольге Федоровне и вместе воспитывали сына и дочь.
Последующие годы В.Г.Лозин работал в должностях заместителя главного энергетика ВТМЗ (1982),  начальником  энерго -механического отдела завода (1994 г.), где проявил себя технически грамотным, инициативным и деятельным специалистом, внеся большой вклад в развитие газификации завода и города.  Общественная деятельность – это его вторая сущность: в разные годы Лозин избирался депутатом городского совета, членом парткома завода  и горкома партии, а также был рационализатором в технических вопросах.  
За свой добросовестный многолетний труд и служение в различных должностях Владимир Григорьевич Лозин награжден  медалями «За доблестные заслуги», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995), «300 лет Российскому флоту» (1999), «Ветеран труда», знаками «Победитель социалистического соревнования IX  пятилетки», «Победитель социалистического соревнования XI пятилетки», именными часами от ЦК Профсоюзов СССР, а также Почетной грамотой ЦК и Обкома профсоюзов СССР и другими.
Находясь на заслуженном отдыхе, В. Г.Лозин продолжает трудиться, передавая свой опыт молодежи.
           Намного позднее, с 1979 по 1993 годы там же,  на Байконуре,  работали супруги Распоповы, Вячеслав Владимирович и Раиля Гарифулловна, поселившиеся позже в Верхней Туре. Но все по порядку.
Лозин В.Г., Распоповы  Р.Г. и В. В., 11.04.2011 г.

Родилась Раиля, в девичестве Абдулганиева, в городе Чистополь ТатАССР, была она старшей дочерью в большой семье из пяти детей. Переехала семья в Ташкент, там и школу закончила  в 1977 г. Затем два года училась в военном торгово – кулинарном училище, утвержденном Туркестанским военным округом. По его окончании 18 человек  из всего выпуска  направили  работать на космодром Байконур, в том числе и кондитера Раилю.
Было это в июле 1979 г. Ехали 14 часов  до ст. Тюратам. Приехали за ними на спецавтобусе, затем – через контрольно – пропускной пункт на Байконур. Через сутки доставили трех новеньких специалистов на стартовую площадку, где суждено было им прожить самые интересные  годы своей жизни.
 Рядом  красивый город Ленинск, туда они часто ездили с подругами. Здесь, в этом городе, встретила она свою половинку, Вячеслава Распопова, уроженца г. Нижний Тагил Свердловской области. Вячеслав уже отслужил срочную службу, окончил школу прапорщиков, и тоже в 1979 году по направлению  приехал служить на космодром. Работал в охране. Вот так интересно судьба сводит любящие сердца. А в ноябре 1980 г. сыграли свадьбу, даже две. Сначала молодежную, комсомольскую на Байконуре, потом – дома для родителей и всех родных.  На  Байконуре и две дочки родились, в школу там же пошли.
По словам Распоповых,  Байконур – это маленький оазис. Обеспечение было из Москвы и Алма-Аты. Питание хорошее, но в 90-е годы тоже выдавали продукты по талонам, как по всей стране. Жили в квартире, но даже свой огород держали в пустыне. Томаты каждый день ведрами собирали, ведь температура – до 50 градусов в тени летом, зимой – до 30 градусов мороза.
Вот по телевизору часто показывают цветущие тюльпаны на Байконуре, говорят, это как Божий дар, сами растут, никто не садил. Рвать разрешалось, хоть охапками, но луковицы вывозить нельзя. Весной там начинается  разноцветие.
Последние годы Раиля  Гарифулловна трудилась в гостинице, на этаже, где проживали как раз сами космонавты. Общалась с Алексеем Архиповичем Леоновым, видела в комнате его картины. Встречалась и с другими космонавтами. Никакого  высокомерия с их стороны не было. А в гостинице  гуляли павлины с красивыми хвостами, царила добрая, нежная атмосфера. Здоровье у служащих проверяли каждый день. Вот так и работали, с душой.
Вячеслав все эти годы служил в охране. Скромный, спокойный. Молодым любил играть на гитаре. Когда ухаживал за будущей супругой, серенады пел под окнами.
Вот один из примеров надежности старшего прапорщика Распопова В.В. и доверия к нему  из  обращения  начальника космодрома Байконур, генерал- лейтенанта А. Крыжко: «Вы удостоены большой чести – выполнить священную обязанность по защите Союза Советских Социалистических Республик  на прославленном космодроме Байконур. Желаем Вам своим трудом, добросовестной службой, ответственным отношением к делу приумножить славные дела космодрома Байконур». Не подвел уралец.  
За свой труд и службу, за каждый пуск космического корабля награжден многими медалями, в том числе и «Ветеран труда», получали с женой благодарности и Почетные грамоты.
После распада СССР приехали в Верхнюю Туру, купили дом, и начали  почти с нуля. Вячеслав работал во вневедомственной охране г. Красноуральска (там жила его мать), в настоящее время – на военной пенсии, занимается благоустройством дома. Девочки – «байконурочки» успешно закончили  школу №14, продолжив учебу дальше. Раиля  работает продавцом, и помогает нянчиться с внуками.
Обычная жизнь обыкновенных людей, но было в их жизни замечательное время – служба на космодроме Байконур, о чем напоминают семейные реликвии – фотографии, автографы космонавтов, и сама память о причастности их жизни к великим свершениям страны.
выставка 2007 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий