Страницы

воскресенье, 16 июня 2019 г.

Памяти Ольги Михайловны Петровой...


Некролог

Городской Совет ветеранов войны и труда г. Верхняя Тура с прискорбием сообщает, что на 95-м году жизни, 16 июня 2019 года, скончалась Ольга Михайловна Петрова, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


Совсем немножко времени не дожила Ольга Михайловна до своего юбилея, 95-ти лет.  Родилась она 3 июля 1924 года в Верхней Туре, в рабочей семье Сосниных. И сама всю жизнь трудилась, с 1941 года на Верхнетуринском заводе, за исключением военных лет. Награждена орденом Отечественной войны II степени (1985), медалью «За Победу над Германией».  Ее уважали не только в семье, но и в городе.
Умом понимаешь, что человек не вечен, что ветераны Великой Отечественной уходят навсегда, но принимать это тяжело…
От имени городского Совета ветеранов войны и труда выражаем соболезнование семье в потере близкого и родного человека. Светлая память Петровой Ольге Михайловне…



Лучше рассказать о родном человеке может только близкий человек, поэтому я предлагаю вам прочитать о жизни Ольги Михайловны Петровой повествование правнучки Петровой Елизаветы, написанное в 8-м классе школы №19 (2013-2014 учебный год).


Петрова Елизавета
Моя героическая прабабушка.
Самыми теплыми и ласковыми словами мы называем близких нам женщин: сестра, мама, бабушка, прабабушка…
У моей прабабушки Ольги Михайловны Петровой, в девичестве Сосниной, удивительная судьба и как хорошо, что она жива, и мне удалось записать ее рассказ.
На долю прабабушки выпала самая страшная война 20-го века, на которой женщина не только спасала, перевязывала, но стреляла по врагу, бомбила, подрывала, ходила в разведку. Женщина убивала врага, обрушившегося на ее землю,  на ее  близких.
В годы войны моя бабушка служила в составе 1869-й зенитно-артиллерийской бригады 1-го Украинского фронта.
Вот история ее удивительной жизни.
Родилась Соснина Ольга Михайловна 3 июля 1924 года в городе Верхняя Тура по улице Грушина дом №62. Родители: Соснины Михаил Павлович и Прасковья Васильевна. У Ольги Михайловны были два брата: старший брат Дмитрий, младший Николай. Отец работал на Верхнетуринском заводе, мать была домохозяйкой.
Закончила Ольга Михайловна 7 классов школы № 16. Училась хорошо. В те времена школьной формы не было, ходили кто в чем. Портфелей у учеников не было, вместо них шили холщовые сумки через плечо. Трудные были времена: бумаги тоже не было, писали на газетах. Семилетку закончила в 1941 году. Детство, из воспоминаний Ольги Михайловны, было веселое. Родители не сильно загружали домашней работой, поэтому много времени было для детских забав. Много гуляли на улице, играли в разные игры: с мячом, лапта, шаровки, ляпки, прятки.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. О том, что началась война, узнали по радио. Старший брат Дмитрий Михайлович с первых дней войны ушел на фронт.
Летом 1941 года Ольга Михайловна поехала поступать в медицинское училище города Свердловска (ныне Екатеринбург). Успешно сдала вступительные экзамены. Но родители воспротивились, так как не захотели отпустить от себя. Забрав документы из медицинского училища, Ольга Михайловна со своей подругой Леной Петкевич, втайне от родителей, написала заявление в военкомат. Они хотели уйти добровольцами на фронт. В военкомате сказали, что если понадобится, то пришлют повестку.
В конце лета 1941 года Ольга Михайловна поступила  работать на Верхнетуринский завод. Работала там, куда пошлют: в 12 цехе колотила ящики для снарядов, работала учетчиком на узкоколейной железной дороге. Денег в то время платили мало, но были карточки, по которым давали продукты первой необходимости: хлеб, сахар, крупу, муку, масло. В свободной продаже продуктов не было. Работающим на заводе людям давали хороший паек, по сравнению с неработающими. В годы войны мать Ольги Михайловны тоже работала на заводе. Она мыла полы в заводоуправлении и кабинете директора.
Три раза Ольга Михайловна со своей подругой ходила в военкомат и спрашивала, когда ее возьмут на фронт.
На 12 июня 1943 года Ольге Михайловне пришел вызов в военкомат города Кушвы. В те времена в Кушву ходили пешком. Когда она пришла в военкомат, ее спросили, не передумала ли она идти на фронт и не покается ли. На что Ольга Михайловна ответила, что не передумала и никогда не пожалеет. Тогда очень сильно было развито чувство патриотизма, и ей казалось, что это ее долг помочь Родине в борьбе фашистскими захватчиками.
На следующий день ей нужно было явиться с вещами в военкомат города Кушвы, чтобы ехать на фронт. Ее подругу Лену Петкевич на фронт не взяли, так как у нее  были польские корни.
Мать Прасковья Васильевна весь вечер собирала дочь на фронт. Сшила холщовую котомку для личных вещей и тихонько плакала. А дочь пела ей песню:
Не ругай меня, мамаша,
Что я хлеба много ем,
Сшей  мне белую котомку,
Я уйду, не надоем.
Утром Ольга Михайловна и ее родители пошли в Кушву. Когда прощались у военкомата, мать и отец плакали, а у дочери слез не было. Вечером новобранцев на поезде отправили в Свердловск. В Свердловске прошли медицинскую комиссию. Ольгу Михайловну признали годной к воинской службе. Из Свердловска их отправили в Камышлов, а оттуда в теплушках отправили в город Ижевск. В городе Ижевске они приняли присягу и получили обмундирование. Погрузили бойцов в поезд и тронулись в путь. Новобранцы даже не знали, куда их везут, на их вопросы командиры ничего не отвечали.
К месту назначения ехали двумя эшелонами. Первый эшелон с орудиями, боеприпасами и продовольствием. Второй эшелон с людьми. По дороге неоднократно бомбили с самолетов. В первый эшелон дважды попадали. Люди во время налета прятались в лесополосе. Обошлись минимальными людскими потерями.
Прибыли на Украину без боеприпасов и продовольствия. Место дислокации недалеко от хутора вблизи Киева. Когда переходили самодельный мост через Днепр, дали команду «воздух». А новобранцы ничего не могли понять, что за воздух, стояли как вкопанные. В небе появились самолеты, только тогда сообразили, для чего была дана команда. По команде «ложись» все легли. Была бомбардировка. К счастью, обошлось без жертв.
Расположили вновь прибывших бойцов в чистом поле, не было ни палаток, ни окопов. Спать пришлось прямо на земле, благо, что погода позволяла. Первую неделю после прибытия не было продовольствия, бойцы голодали. 7 дней ничего не ели и не пили. Воду из Днепра пить запрещали, так как вода была отравлена. В 7 километрах шла линия фронта. Когда привезли продовольствие, то выдавали по булке хлеба на человека. Командиры упрашивали, чтобы сразу не ели, а то плохо станет. Вскоре организовали горячее питание.
 Обосновались на Владимирской горке. Сами начали строить землянки. На фронте не подразделяли на юношей и девушек, они были просто бойцы. Задачи ставили для всех одинаковые. Девушки трудились наравне с юношами.
Ольга Михайловна вошла в состав 1869-й зенитно-артиллерийской бригады 1-го Украинского фронта. Ее назначили прибористом №2. В обязанности входило уловить летящий самолет в оптическую трубку и передать координаты на орудие. По ее данным наводили орудие на цель и тогда производили выстрелы.
Во время одного из налетов Ольге Михайловне прилетел осколок в голову. Ее спасла каска, надетая поверх шапки.
Линия фронта проходила очень близко от места их расположения. У них бывали случаи, когда немецкие лазутчики, их называли «черные кошки», под покровом ночи, а ночи на Украине очень темные, пробирались в расположение русских войск. Они засыпали песок в дуло артиллерийских орудий, для того чтобы оно не могло выстрелить. И наши бойцы-разведчики тоже устраивали такие же вылазки, чтобы испортить орудия немцев.
Советская Армия перешла в наступление. И линия фронта начала удаляться от Киева, но 1869-ю зенитно-артиллерийскую бригаду оставили на подступах к городу. Они остались охранять Киев.
В Киеве была полная разруха, уцелевших зданий было мало. Гражданского населения почти не было, по городу ходили военные. Постепенно начали восстанавливать город. Простые солдаты принимали в этом участие.
День Победы 9 мая 1945 года Ольга Михайловна была в карауле. Только пришла, разделась и легла спать. Забежала сменщица и закричала, что мы победили! Все стали выбегать на улицу, палили из орудий, пистолетов, винтовок. Кто-то плакал, кто-то смеялся, но все равно было всеобщее ликование!
Демобилизовали Ольгу Михайловну не сразу. После победы продолжали тянуться обычные армейские будни: строевая подготовка, политические занятия, физическая подготовка, так же продолжали ходить в караулы. Девушкам, как и юношам, давали табак. Девушки не курили и копили табак. В1945 году в Киеве работали рынки. Они ходили в увольнение и там продавали табак. Часть денег откладывали, а часть тратили на конфеты. На сэкономленные деньги Ольге Михайловне в парикмахерской сделали химическую завивку. Хотелось приехать домой красивой, с длинными кудрявыми волосами.
1869-ю бригаду планировали перебросить на войну с Японией. Пока готовились - война закончилась, и 5 августа их демобилизовали.
Ольга Михайловна вернулась домой. В первый же день познакомилась с соседкой Любой Пустоваловой, в этот же вечер они побежали на танцы. Там то и познакомилась Ольга Михайловна со своим будущим мужем  Петром Васильевичем Петровым. Он увидел ее и больше от себя не отпустил.
После войны Ольга Михайловна поступила работать на завод. Работала старшим табельщиком.
В январе 1947 года Ольга Михайловна и Петр Васильевич поженились. В те времена свадеб не делали. Пришли в ЗАГС, как были в «пальтушках», так тут же их и расписали. Первое время  жили у родителей Ольги Михайловны. У них родились двое детей Галя и Валера.
После рождения детей Ольга Михайловна перешла работать в ЖКО комендантом общежития по улице Володарского, где и проработала до пенсии. Ольга Михайловна зарекомендовала себя как справедливый и понимающий человек. До сих пор некоторые из проживающих в общежитии навещают ее и благодарят за помощь в трудную минуту.
У Ольги Михайловны двое детей, два внука, один правнук и две правнучки.      
Несмотря на свой преклонный возраст, она сама делает уборку дома, готовит еду и даже печет пироги.
У нас есть в семье традиция: каждый год мы ходим поздравлять нашу бабушку с Днем Победы и Днем Защитника Отечества.
Когда я спросила бабушку про то, страшно ли ей было идти на войну, то она ответила: «Страха никакого не было. И на войну идти было не страшно, просто было сознание, что нужно помочь стране. И во время бомбардировок страха не было. Не было и мысли, что может убить. Не было страха, и когда работала комендантом. Меня могли разбудить среди ночи: то ребята дерутся, то кочегары пируют, не топят. Я могла пойти ночью и пыталась вразумить «оболтусов». Сама разнимала дерущихся. За это меня и уважали».
Вот такой удивительный рассказ получился у меня о моей прабабушке Ольге Михайловне. Я горжусь ею и очень люблю. Теперь эта жизненная история станет нашей семейной хроникой.

2014 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий