К 85-летию со дня рождения
На протяжении всей истории
Верхнетуринского завода особенно
развивалось техническое творчество и
часто звучали имена изобретателей – рационализаторов: Дмитрий Петунин,
Григорий Невольских, Григорий Кривцун, Дмитрий Кузьмин, Борис Лядов и другие. Сегодня рассказ о Лядове.
Борис Николаевич Лядов родился 13 марта 1928 года в Верхней Туре в
большой рабочей семье заводского рода Лядовых. В школе учился всего 4 года,
получив начальное образование в 1941г. Он относится к тому поколению людей, чье
детство закончилось с началом Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Профессию токаря получил в ремесленном училище №19 (так называлось тогда Верхнетуринское профессиональное училище),
обучаясь там с августа 1942 -го по сентябрь 1943-го гг.
С этого военного времени и началась трудовая деятельность слесаря Лядова, затем мастера по ремонту оборудования. Место работы одно – Верхнетуринский машиностроительный завод. Трудовой стаж – около 40 лет. Увольнялся только на службу в Советскую армию с октября 1948 по ноябрь 1951 года. Признанный годным к нестроевой службе, Борис Николаевич прошел службу ручным пулеметчиком, последнее время – стрелком. Но в семейном архиве сохранился интересный документ, удостоверяющий его смелость, мужество и настойчивость. Это Справка, «выданная гвардии рядовому Лядову Б.Н., что он за время службы в Вооруженных Силах СССР совершил 30 прыжков с парашютом», по пятнадцать с самолета и аэростата. Именно терпение и настойчивость помогали ему в жизни осуществлять свои технические идеи, а заниматься рационализаторской деятельностью Борис Лядов начал с 1954 года, и делал это с большим удовольствием. Только дома сохранилось 31 удостоверение на рационализаторское предложение с 20 сентября 1962 по 1981 годы с экономическим эффектом экономии от внедрения на 17579 рублей 42 коп. Первая запись трудовой книжки в сведениях о поощрениях и вознаграждениях сделана 25 декабря 1959 года – за рационализаторское предложение под названием «реконструкция закалочного конвейера, внедрено в производство и получено вознаграждение 200 рублей».
С этого военного времени и началась трудовая деятельность слесаря Лядова, затем мастера по ремонту оборудования. Место работы одно – Верхнетуринский машиностроительный завод. Трудовой стаж – около 40 лет. Увольнялся только на службу в Советскую армию с октября 1948 по ноябрь 1951 года. Признанный годным к нестроевой службе, Борис Николаевич прошел службу ручным пулеметчиком, последнее время – стрелком. Но в семейном архиве сохранился интересный документ, удостоверяющий его смелость, мужество и настойчивость. Это Справка, «выданная гвардии рядовому Лядову Б.Н., что он за время службы в Вооруженных Силах СССР совершил 30 прыжков с парашютом», по пятнадцать с самолета и аэростата. Именно терпение и настойчивость помогали ему в жизни осуществлять свои технические идеи, а заниматься рационализаторской деятельностью Борис Лядов начал с 1954 года, и делал это с большим удовольствием. Только дома сохранилось 31 удостоверение на рационализаторское предложение с 20 сентября 1962 по 1981 годы с экономическим эффектом экономии от внедрения на 17579 рублей 42 коп. Первая запись трудовой книжки в сведениях о поощрениях и вознаграждениях сделана 25 декабря 1959 года – за рационализаторское предложение под названием «реконструкция закалочного конвейера, внедрено в производство и получено вознаграждение 200 рублей».
За достижение высоких
показателей в труде и активное участие в рационализаторской работе в 1971 году
Б.Н. Лядову было присвоено звание
«Лучший рабочий своей профессии» Министерства машиностроения. Дальше – звания
выше. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 июня 1973 года за заслуги
в рационализаторской деятельности слесарю термического цеха Борису Николаевичу
Лядову присвоено звание «Заслуженный
рационализатор РСФСР» с вручением медали и денежной премии. К этому времени в
производство внедрено уже 58 его рационализаторских предложений с общей
экономией 22213 рублей, которые позволили усовершенствовать средства
механизации, повысить производительность труда, улучшить культуру производства.
В 1979 году за
активное участие в разработке и внедрении новой техники на специализированной
выставке ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) Борис Николаевич был
награжден серебряной медалью ВДНХ, а в 1980 году ему присвоено звание «Лучший рационализатор»
Министерства.
Он также награжден знаком «Ударник 10-й пятилетки».
За все время работы на заводе Б.Н.Лядов освоил
профессии токаря универсала, слесаря –
лекальщика, сверловщика с выполнением наиболее сложных и ответственных работ по
ремонту оборудования. Он подал всего 110 рационализаторских предложений, 73 из
них внедрены в производство; за время работы на предприятии он сэкономил 90
тонн черных и цветных металлов. Обучил своей профессии 18 рабочих, возглавлял
цеховой Совет ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов). И снова – победа! Главный комитет ВДНХ СССР наградил
Лядова Бориса Николаевича, слесаря по
ремонту оборудования, как победителя
Всесоюзного социалистического соревнования и участника ВДНХ 1981 года, Дипломом
Почета ВДНХ и автомобилем «Москвич –
412». Такое событие произошло на нашем заводе впервые и только однажды.
Надо заметить, что у
Лядовых уже была своя автомашина. Да, сконструированная и собранная именно
руками Бориса Николаевича. Ведь дома – то
у него тоже мастерская была, где все крутилось и вертелось почти до
самой его кончины 16 ноября 2004 года.
Первый свой
трехколесный автомобиль он придумал и
собрал в 60-е годы, потом его продал по
настойчивой просьбе.
Второй до сих пор хранится родными, как память об отце. Кстати, обе машины имели документы с номерами и проходили техосмотр в ГАИ. Тогда ведь не было такой свободной продажи автомобилей, как сейчас. Об этом свидетельствует запись в архивной книге ветерана войны и труда Лозина Петра Семеновича, « автомобилей на 1986 год по Кушве, Верхней Туре и Баранче, как «Жигули», «Запорожец» и «Москвич», числилось всего 3 тысячи».
Так что наградной автомобиль Лядовым очень пригодился и служил долго верой и правдой для семейных нужд. А семья у Бориса Николаевича была немалая и дружная. Прожили они с Анной Ивановной более 50-ти лет и воспитали трех хороших и трудолюбивых детей. Еще добавлю, что внук Бориса Николаевича, Антон Лядов, в августе 2007 года принимал участие в первом автопробеге ретро автомобилей и мотоциклов именно на мотоцикле «М-80» дедовской сборки.
Второй до сих пор хранится родными, как память об отце. Кстати, обе машины имели документы с номерами и проходили техосмотр в ГАИ. Тогда ведь не было такой свободной продажи автомобилей, как сейчас. Об этом свидетельствует запись в архивной книге ветерана войны и труда Лозина Петра Семеновича, « автомобилей на 1986 год по Кушве, Верхней Туре и Баранче, как «Жигули», «Запорожец» и «Москвич», числилось всего 3 тысячи».
Так что наградной автомобиль Лядовым очень пригодился и служил долго верой и правдой для семейных нужд. А семья у Бориса Николаевича была немалая и дружная. Прожили они с Анной Ивановной более 50-ти лет и воспитали трех хороших и трудолюбивых детей. Еще добавлю, что внук Бориса Николаевича, Антон Лядов, в августе 2007 года принимал участие в первом автопробеге ретро автомобилей и мотоциклов именно на мотоцикле «М-80» дедовской сборки.
За долголетний и
добросовестный труд Борис Николаевич Лядов награжден медалями «Ветеран труда»
(1983г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 –
1945гг.»(1993г.) и юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной
войне 1941 – 1945гг.» (1995г.).
Пусть же жизнь этого замечательного человека
служит примером не только для внуков, но и для всех молодых людей Верхней Туры.
Его творческое отношение к работе и
семье достойно подражания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий