суббота, 9 марта 2013 г.

Рационализатор Борис Лядов


 К 85-летию со дня рождения

На протяжении всей истории Верхнетуринского завода  особенно развивалось техническое творчество и  часто звучали имена изобретателей – рационализаторов: Дмитрий Петунин, Григорий Невольских, Григорий Кривцун, Дмитрий Кузьмин,  Борис Лядов и другие. Сегодня рассказ о Лядове.
        Борис Николаевич Лядов  родился 13 марта 1928 года в Верхней Туре в большой рабочей семье заводского рода Лядовых. В школе учился всего 4 года, получив начальное образование в 1941г. Он относится к тому поколению людей, чье детство закончилось с началом Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Профессию токаря получил в ремесленном училище №19 (так называлось тогда Верхнетуринское профессиональное училище), обучаясь там с августа 1942 -го по сентябрь 1943-го  гг.
     С  этого военного времени и началась трудовая деятельность слесаря Лядова, затем мастера по ремонту оборудования. Место работы одно – Верхнетуринский машиностроительный завод. Трудовой стаж – около 40 лет. Увольнялся только на службу в Советскую армию с октября 1948 по ноябрь 1951 года. Признанный годным к нестроевой службе, Борис Николаевич прошел службу ручным пулеметчиком, последнее время – стрелком. Но в семейном архиве сохранился интересный документ, удостоверяющий его смелость, мужество и настойчивость. Это Справка, «выданная гвардии рядовому Лядову Б.Н., что он за время службы в Вооруженных Силах СССР совершил 30 прыжков с парашютом», по пятнадцать с самолета и аэростата. Именно терпение и настойчивость помогали ему в жизни осуществлять свои технические идеи, а заниматься рационализаторской деятельностью Борис Лядов начал с 1954 года, и делал это с большим удовольствием. Только  дома сохранилось 31 удостоверение на рационализаторское предложение с 20 сентября 1962  по 1981 годы с экономическим эффектом экономии от внедрения на 17579 рублей 42 коп. Первая запись трудовой книжки в сведениях о поощрениях и вознаграждениях сделана 25 декабря 1959 года – за рационализаторское предложение под названием «реконструкция закалочного конвейера, внедрено в производство и получено вознаграждение 200 рублей».
    За достижение высоких показателей в труде и активное участие в рационализаторской работе в 1971 году Б.Н. Лядову  было присвоено звание «Лучший рабочий своей профессии» Министерства машиностроения. Дальше – звания выше. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 июня 1973 года за заслуги в рационализаторской деятельности слесарю термического цеха Борису Николаевичу Лядову  присвоено звание «Заслуженный рационализатор РСФСР» с вручением медали и денежной премии. К этому времени в производство внедрено уже 58 его рационализаторских предложений с общей экономией 22213 рублей, которые позволили усовершенствовать средства механизации, повысить производительность труда, улучшить культуру производства.
  В 1979 году за активное участие в разработке и внедрении новой техники на специализированной выставке ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) Борис Николаевич был награжден серебряной медалью ВДНХ, а в 1980 году ему  присвоено звание «Лучший рационализатор» Министерства.
     Он также награжден знаком «Ударник 10-й пятилетки».
   За все время работы на заводе Б.Н.Лядов освоил профессии токаря  универсала, слесаря – лекальщика, сверловщика с выполнением наиболее сложных и ответственных работ по ремонту оборудования. Он подал всего 110 рационализаторских предложений, 73 из них внедрены в производство; за время работы на предприятии он сэкономил 90 тонн черных и цветных металлов. Обучил своей профессии 18 рабочих, возглавлял цеховой Совет ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей  и рационализаторов). И снова – победа!           Главный комитет ВДНХ СССР наградил Лядова  Бориса Николаевича, слесаря по ремонту оборудования,  как победителя Всесоюзного социалистического соревнования и участника ВДНХ 1981 года, Дипломом Почета  ВДНХ и автомобилем «Москвич – 412». Такое событие произошло на нашем заводе впервые и только однажды.
   Надо заметить, что у Лядовых уже была своя автомашина. Да, сконструированная и собранная именно руками Бориса Николаевича. Ведь дома – то  у него тоже мастерская была, где все крутилось и вертелось почти до самой его кончины  16 ноября 2004 года.
   Первый свой трехколесный  автомобиль он придумал и собрал в 60-е годы,  потом его продал по настойчивой просьбе.
 Второй до сих пор хранится родными, как память об отце. Кстати, обе машины имели документы с номерами и проходили техосмотр в ГАИ. Тогда ведь не было такой свободной продажи автомобилей, как сейчас. Об этом свидетельствует запись в архивной  книге ветерана войны и труда Лозина Петра Семеновича, « автомобилей на 1986 год по Кушве, Верхней Туре и Баранче, как «Жигули», «Запорожец» и «Москвич», числилось всего 3 тысячи». 

 Так что наградной автомобиль Лядовым очень пригодился и служил долго верой и правдой для семейных нужд. А семья у Бориса Николаевича была немалая и дружная. Прожили они с Анной Ивановной более 50-ти лет и воспитали  трех  хороших и трудолюбивых детей.  Еще добавлю, что внук Бориса Николаевича, Антон Лядов, в августе 2007 года принимал участие в первом автопробеге ретро автомобилей и мотоциклов именно на мотоцикле «М-80»  дедовской сборки.
   За долголетний и добросовестный труд Борис Николаевич Лядов награжден медалями «Ветеран труда» (1983г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.»(1993г.) и юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.» (1995г.).
    Пусть же жизнь этого замечательного человека служит примером не только для внуков, но и для всех молодых людей Верхней Туры. Его творческое отношение к работе  и семье достойно подражания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий