среда, 20 марта 2013 г.

"Тура берет начало": патриотическое направление


21 марта -  Международный день поэзии

№1. Борис Шишкин (г. Верхотурье)
Путь бойца.
Стоял прелестный летний день,
Бриз рябью волн  играл.
Из дальней дымки облаков
Злой рокот нарастал.

Летели  вермахта сыны
Вел стаю летчик-ас.
С улыбкой на жилой квартал
Он сбросил бомбы  враз.

В последний путь  летя к земле,
Завыл, крутясь, фугас.
Взрыватель щелкнул, дом пробив,
И  взрыв рванул  тотчас.


Металл с огнем, кирпич и плоть
Смешались в этот миг,
А в двух кварталах от семьи
Пацан  к земле приник.

Его в том доме ждали
Мать, сестра и младший брат.
И похоронка  на отца
Опять туманит взгляд.

Юнцом безусым в строй он встал,
Чтоб Родину сберечь.
И в катакомбах воевал,
Фашистам  мстя за Керчь.

Ходил по вражеским тылам
С гранатой и сумой.
Он  разведданные носил,
Рискуя головой.

В шестнадцать лет парнишка знал,
Как заложить заряд
И под откос пустил состав,
Что шел на Сталинград.

За то  был Ставкой награжден,
Отправлен  на  Урал,
Там  два лишь года приписав,
Пред военкомом встал.

А военком, поняв  в чем суть,
Промолвил: « Эх, сынок!
В бою  штаны обмочишь ведь,
Ты подрасти чуток!»

Малец  в ответ раскрыл ладонь:
«Гляди сюда, солдат!
Мне  маршал Жуков орден дал,
Но с фрицев долг не снят!»

На Красной площади парад.
Мальчишка, глянь - майор.
Под  ноги  бросив вражий стяг,
Исполнил приговор!


2.  Юрий Дерягин (г.Красноуральск)

ПАМЯТЬ

Когда началась война,
Нас не было на Земле.
Из горя и слёз волна,
Омывала душу не мне.

Но через десятки лет,
Я вижу горячий след.
Что оставил когда-то дед,
Ступив на студёный снег.

Я помню с фотографии взгляд,
И хранить клянусь всю жизнь.
На мраморе читая ряд,
Упрямая покатится вниз.

 

      НОЧЬ У ОБЕЛИСКА

Святой пронзает свет,
От пламенных светил.
Ночной небесный плед,
Знак памяти пленил.

Погибших имена гранит
Хранит на времена.
Под звёздной мантией огни,
И тишина, и тишина...

                                         Я ждать тебя буду...
1
Октябрьский ветер – прощальный обряд;
За спиною рюкзак, на плечах шинель.
Деревья снимают осенний наряд,
Быть может, завтра закружит метель.

На платформе стоит человек,
Вдаль он смотрит снова и снова,
Он ищет в толпе человека
Того, кто скажет ему это слово:
Дорогой мой и самый любимый,
Возвращайся, моё солнце, домой,
Возвращайся скорее, мой милый,
Я ждать тебя буду, буду, родной...

На войну проводила невеста бойца,
Как птица, душа её трепыхалась.
На ветру целовались они без конца,
В то время сердце её разрывалось.
2
Прошло уже несколько лет,
Фонари потускнели от ливней,
На перрон приходила в обед,
И ночью холодною зимней.
Свод небесный, где множество звёзд,
Стремится укрыть от всех жизненных бурь.
Ей уснуть не даёт надоедливый дрозд –
В голове её мысли, как множество пуль.
Мысли о том, что он всё-таки жив,
Ещё нет похоронки, но нет и письма.
На нервах она, и душа на разрыв,
Тяжело ей работать с этим весьма.

На станции люди волнительно ждут,
«Жучки» и бобики лают вовсю,
Тишину нарушают важных минут,
Но мелькают составы, исчезая в лесу.
3
Чистого неба песни весенние,
Птицы поют весёлой свирелью,
Листья лежат – заметки осенние,
Она их, увидев, плачет капелью.

Зелёное лето вовсю разгоняется,
Светлые ночи и тёплые дни.
Солнышко ясное всем улыбается,
В колхозе проходят девичьи дни.
Растянулось вокруг васильковое небо,
Поле ромашек и мошек потеха,
Вытерла лоб, надломила пай хлеба,
Вдруг слышит она необычное эхо...

Дорогая моя и любимая,
Я вернулся к тебе, домой.
Я вернулся живой, моя милая,
Я – навеки твой самый родной.
                                                   
 №4.  Алексей Попович    (пос.Корелино) 
  РОДИНА.
 Белые берёзы стройные, как лань,
Купола златые на церквях и храмах,
Тихая прозрачная рек бездонных гладь
И забота в сердце о любимых мамах.
Высохшего сена летнее тепло,
Алая заря на восходе солнца
И  узорный иней, словно серебро,
Выложился сказкой на стекле в оконцах.
Ельники густые, словно лабиринт,
Небо голубое, будто бирюза,
И летит усталый журавлиный клин,
Прям под облаками, где-то в небесах.
Мужество народа, гордость за страну,
Войны тяжелейшие за свободу с правдой,
И победным залпом праздничный салют,
Битвы под Москвой и Сталинградом.
Это все дает нам силы
Выжить в жизни непростой,
Нет светлее в целом мире
Нашей Родины одной.

           № 6.   Денис Садыков (г. Верхотурье)
Прощание.
Уходят на фронт эшелоны.
Прощался с любимой солдат,
Стояли они у вагона,
А землю кружил снегопад.
Обнявши за узкие плечи,
Он ей обещал: «Я вернусь».
А город покрыл мягкий вечер,
А землю окутала грусть.
На солнце ни капли грязи,
Опять на вокзале стоят.
И год уже восьмидесятый,
Но снова увозят ребят.
И снова у края вагона
Прощаются двое  людей
И держатся за руки оба,
Несчастные двое детей.
Вот год девяносто четвёртый,
Война у ворот опять
Морозит, а вечер, как мёртвый,
Не даст на снегу постоять.
Вагоны, вагоны, вагоны…
Последнее слово «Прости».
О, Боже, ну, сколько же стоны
Любимых людей нам сносить?
Не нужно нам ваших амбиций,
Не нужно жестокой войны.
С кого же, скажи мне, о боже,
Спросить о разбитой любви. 

       ГЛАДИАТОРЫ.
Ты помнишь, друг, далёкий Рим,
И кровь, и смерть, кругом.
Померкший свет, поблекший мир,
Желанный сердцем дом?
Ты помнишь каждодневный труд
И бой других с тобой,
И смерть когтями, словно спрут,
Влекла тебя с собой.
Мы умирали за то
Чтобы  потешить люд,
Взамен глотая мяса клок
Огромных ваших блюд.
Ты помнишь бой, как страшный сон,
Предсмертный страшный крик,
Последний самый громкий стон-
Он был всего лишь миг.
И солнце в отблесках мечей,
Толпы ревущей вой.
И палец книзу палачей,
И лиц хмелевших рой.
Арена цирка вся в крови,
Прости ,мой друг, за всё.
Проклятьем это назови,
Бросаясь на копьё.
Всё чёрно-красным стало вдруг.
И лишь последним был
Твой самый верный старый друг
Средь гладиаторских могил.
№8. Александр Кощеев (г. Верхотурье)
65 лет Победы.
На войну лишь взрослых брали
С городов  и деревень,
Ведь солдаты погибали
За Россию каждый день.
Тяжело далась победа,
Каждый внёс за это вклад.
Есть отцы и наши деды
Что в сырой земле лежат.

Много раз мы побеждали
Хоть бывал не равный бой.
Мы победой убеждали,
Что нам нет судьбы иной.

Мы за всех в душе поплачем,
И поём за них сейчас
За победу, за участие
На войне той, в грозный час.
На войне той,
                          в грозный час.

 Песня об отце друга.
В жизни он пахал и сеял.
Был отличный тракторист.
Эти качества имея,
На войне он стал танкист.

Воевал под Сталинградом…
И под Курскою дугой…
Был подбит шальным снарядом,
И танкист сгорел живой.

В Глазуновку похоронка
Принесла худую весть…
Сын мальчишка плакал горько,
И  у мамы слёз не счесть.

В сорок третьем, в сорок третьем-
Так погиб отец – герой.
И печаль свою навечно
Носит  сын в душе с собой.

Нападали на Россию
Много раз среди веков…
Сыновья героев ныне
Продолжают жизнь отцов
№11. Александр Готт (г. Нижняя Тура)
Дед.
В Сибири свой крест  нашёл,
 Учитель суровый, мой дед.
 Сидел в лагерях, три войны прошёл,
Был мудр и власами сед.
Разведчиком был в последней войне,
 И много наград заслужил.
О тех днях ушедших, малому мне,
 Совсем, почти не говорил.
Погибших солдат порой поминал,
Листая жёлтые фото.
И брови нахмурив седые, молчал,
Вздыхая, ругал кого-то.
Спрошу, он махнёт лишь тихо рукой,
Толкает в ладошку конфету.
И скажет, большой я вырос какой,
Ещё подтянуться бы к лету.
Ранения бывают к старости мука,
А память горечью льет
"Эх, внучек, война- это полная сука,
Не верь, кто ей песни поёт.
Не ставьте, прошу на память звезду,
Крест тавром ставят на нас,
А жизнь забирает кровавую мзду,
Болванит  уж  в который  раз.

№ 13. Валерия Лебедева (г. Кушва)
Стихи,  посвящённые многосерийному фильму 
о Великой Отечественной войне «1941».

ПРОБУЖДЕНИЕ
Война на плечи мне свалилась, как чёрный жёсткий ком
 дерьма...
Под утро мама мне приснилась, опять красива и жива.
Во сне и небо было чистым, и пахло тёплым молоком...
Но я глаза открыла быстро, - вокруг по-прежнему темно.
Лишь лай собаки слышен где-то и незнакомый разговор...
Хочу я встать, но что-то держит и не даёт идти во двор.
За дверью - смерть! Она, быть может, меня нарочно и не ждёт!
Но как узнать, что душу гложет и мне покоя не даёт?
И взгляд тот - робкий и незлобный, - чего он хочет от меня?!
У нас, дружок, свои законы: ты - враг, и я не для тебя!
№13.  КРИК ДУШИ (Монолог Даши)
Война мне жизнь перечеркнула большою чёрной полосой:
Как будто утром не проснулась, и сон мне видится дурной!
Но в этом сне должна я выжить, назло всему, наперекор!
Должна я немцев ненавидеть, когда они глядят в упор.

Откуда вы взялись, подонки? Для вас мы нелюди, скоты!
Так жалко бедную девчонку, что заманили вы в кусты...
Над ней вы вволю наигрались, убили запросто, на смех!
А утром мать её, казалось, старухой стала в сорок лет.
И этот смотрит, глаз не сводит, о чём-то думая, молчит...
«Оставь! оставь меня в покое!» - моя душа ему кричит.
Но что-то тёплое, живое в его глазах. Ах, Боже мой! -
Да что же это вдруг такое со мной случилось? Что со мной?!
Его я просто рада видеть.
Ну,..  НЕТ причины ненавидеть!

РАЗГОВОР НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ (Монолог Вальтера)

Глаза твои - бездонные колодцы,
И вьётся светло-русая коса...
Как жаль, что быть нам вместе не придётся:
С презрением ты смотришь на меня.
Испуганно шарахаешься снова,
А я тебе цветы хочу дарить!
Присядь, поговори со мной немного,
Ведь есть же нам о чём поговорить!
С тобою мне легко и как-то грустно...
Как будто это было, но давно!
На сердце стало холодно и пусто.
Хочу, чтоб ТЫ заполнила его!
Не бойся! Обижать тебя не стану.
Так хочется сейчас тебя обнять!
Ты смотришь недоверчиво и странно...
Ну, как с тобой друг друга нам понять!
Я - просто человек, хоть и военный!
Хочу я целоваться и любить!!
И с женщиною жить обыкновенной,
Свой дом иметь и в нём детей растить.
Прошу тебя: понять меня попробуй,
А может, и простить за этот ад!
Нет в том моей вины, что эти бомбы
На  крыши ваши русские летят.
Присяга крепко держит мои плечи,
А ей-то я не волен изменить!
Но детский крик и стоны  человечьи
Мне душу рвут!!! И как мне дальше жить?!
Я стать боюсь подонком и фашистом,
Ах, если б только ты понять смогла:
Не ночь одна с тобою в поле чистом! -
Нужна мне - ТЫ! - одна и навсегда.


№ 15. Павел Пивоваров (г. Верхняя Тура)
«Сталинград».

1.Вновь сошлась клином земля,
Очернила землю война,
Страна погрузилась в ад,
Спасёт её лишь солдат.
Вчера ещё мальчишкой был,
Сегодня видит ужас могил,
И побеждая пуль град,
Он помнит слово Сталинград.

Пр. : Сталинград! - Подвиг героев,
Сталинград! - Натиск изгоев,
Сталинград! - Коренной перелом, 
 Сталинград! - Паулюса разгром.

2. Борясь за честь своей отчизны,
Он никогда не забывал о жизни,
И стиснув приклад ППШ,
Не сберёг спину от ножа,

Но тут бойцы рванули вперёд,
За нашу родину и за народ,
И фриц оружие сложив,
Был рад, что остался жив.
Пр.

3. И сейчас много лет спустя,
Мы живём историю храня,
И вспоминаем только иногда,
Какая великая у нас страна!


Пр. : Сталинград! - Кровавая роль,
       Сталинград! - Ужас и боль,
      Сталинград! – Дзот и взрыв гранат,
      Сталинград! – Скорбный набат.

  «Монолог воинов»
Посвящается 70- летию начала Великой Отечественной войны
Мы вышли на бой со смертной ордой,
В строю, не дрогнув сердцами,
И защищая  мудрость и честь,
Не  кичились  златом – словами.

Тем гордым шагом, гремя по дороге,
Мы вновь поднимали тяжёлые ноги,
Великой  душой  вспоминая о Боге,
Стремились мы только к свободе.

И пришла нескоро Ника-Весна,
Мы, идя, вперёд не ведая сна,
Понимаем суть огненной волны,
Стоим на страже воли страны.

№18. Светлана Русскова (г. Кушва)
Помнить

Бесследно не проходят войны,
И если доля выпала страдать
Героям, памяти достойным,
То не должны о них мы забывать.

Удел всех войн один — утрата:
И, задыхаясь в танковой броне,
Солдаты, долг исполнив свято,
Горели в небе, гибли на земле.

Есть таинство от века к веку -
Давно ушла в историю война,
К солдату память, к человеку,
Есть то, чем наша родина сильна.

Поклонимся погибшим низко,
С любовью мы поклонимся живым.
Огонь гвоздик у обелисков
В сердцах своих навеки сохраним.
Сыновья, защитники, герои

Солдаты памяти достойны.
Среди дубрав, среди полей,
Там, где прошли когда-то войны,
Погибло много сыновей,-

Земли защитников, героев -
Их столько, сколько трав в лесу.
Боролись, умирали, стоя
За солнца свет, берез красу.

За Родину вперед и смело,
Когда зовет Отчизна-мать!
Война для всех святое дело,
Коль воевать, так побеждать.

За честь свою, за жизнь и волю
Солдаты падали в бою.
Потомки помнят Вас и с болью
Склоняют голову свою.

Не хмурь, Земля холмами брови,
Улыбкой солнечной свети.
Где пролились их капли крови,
Простые выросли цветы.

Я помню весну сорок пятого года

К нам Победа пришла, как невеста.
И уселась за общим столом.
Ликовала под звуки оркестра,
Под гармонь танцевала потом.

И сияла, как майские зори,
И черемухой белой цвела.
Забывалось вселенское горе,-
Та Победа Великой была.

Нет, не все возвратились солдаты
В сорок пятом победном году,
Но сердца их и подвиги святы,
Парни с болью мечтали в бреду

о Победе, весне и невестах,
Солнце яркое меркло в глазах,
Мамин взгляд из далеко детства,
И любовь, и печаль на устах.

Так пылали огни роковые,
Что смотреть было больно глазам...
Спите, мальчики, спите, родные,
Мы всей жизнью обязаны вам.

А Победа плясала и пела,
Расцветала сиренью в кустах.
Над Землей вольной птицей летела
И слезою плыла в небесах...


№21. Виталий Попов (г. Кушва)
 Бард.

Гитары стан с улыбкой
Обнимет нежно бард
Она сыграет скрипкой
С его напевом в лад.

Скользят по грифу пальцы,
Аккорды слез полны,
Любимой он поклялся
Живым прийти с войны.

Нет слов у барда в песне,
Как он остался цел,
Про танк, с которым вместе,
Чуть чудом не сгорел.

Как до своих добрался
Сквозь горы и леса,
В госпиталях валялся
С повесткой в небеса.

Лишь верой и молитвой
Себя от смерти спас.
Гитара пела скрипкой
А слышен контрабас.

Вокал не для показа.
Рвет душу вновь и вновь
Напев — одна лишь фраза,
Со стоном про любовь.

№22.  Светлана Заколодкина (г. Красноуральск)         

 Военный песенник

Я вновь перебираю пожелтевшие страницы
Старинной  книжицы военных лет.
В ней маленькие буковки, словно на ветках птицы.
В ней нет абзацев и картинок тоже нет.

В ней лишь стихи, знакомые до боли
Военных песен грустный переплет,
Их знают все — мотивы силы, воли,
их поколеньями народ страны поет.

Тревожат душу эти строки,
и просится горячая слеза
И в горле ком, но  знаю я,  не глядя,
все эти песни от начала до конца.

И снова падает синий платочек,
Тихо бьется в печурке огонь.
Словно чувствую, как между строчек
Ищет ноты старушка — гармонь.

Эта книжка войну «прошагала»
Вместе с дедом вернулась домой.
Для солдата родной она стала.
И как память сегодня со мной.

                                          Мой дед — солдат

Мой дед — солдат, и грудь его в медалях.
Достойно прошагал он всю войну.
Его она мотала в дальних далях,
Он был и под бомбежкой и в плену

И расставаний было очень  много,
Утраты горькой и тяжелых дней.
Но он шагал военною дорогой.
Шел за победою для Родины своей

Он много потерял из прошлой жизни.
В боях друзья и братья полегли.
На их могилах посадил он вишни,
Чтоб вместо них они цвести могли.

Сегодня снова он весну встречает.
Глядит на нас с небес он добрым взглядом.
И вишня ветками цветущими качает
Как в том победном, трудном, сорок пятом.

                                    Последнее наступление

Дальние дали
И краюшка хлеба...
Сколько мы прошагали?
Пол моря, пол неба.

Вперед, батарея!
А за нами молва...
Вперед на танки,
с криком «Ура»

Дома родные.
Живы - не живы?
Перед глазами
Плакучие ивы.

Пот вместе с кровью
Щиплет глаза.
Все к переправе!
Нельзя нам назад!

Гранаты рвут землю
Срывают верх.
За нами Москва,
Впереди Кенигсберг.

Сколько мы прошагали?
Когда же конец?
Расскажи, что же дальше
Своей песней скворец.

Ты весну предвещаешь
Войне  вопреки.
Даже ты, птичка, знаешь
Как хочется жить...

****
Мне трудно даются строки
Писать о войне не умею
Быть может, боюсь чего-то
Быть может, чуть-чуть робею.

Когда я пишу, я пугаюсь
Картин пред глазами встающих
И звуков не слышать пытаюсь
В ушах перепонки рвущих

Боюсь исказить события.
Я знаю войну лишь со слов,
О ней не смогу забыть я
рассказы своих дедов.

И хоть говорили мало
Они о ней с болью в груди,
Но сразу понятно мне стало -
Страшней этих дней не найти.

Мне трудно даются строки
Писать о войне не умею
Быть может, боюсь чего-то
Быть может, чуть-чуть робею.
***
Военная дорога нелегка,
и боль утраты не проходит стороною.
И в прозу переходит стихотворная строка
Так тихо, вместе со слезою.

№23. Елена Александрова (г. Кушва)
Жизнь после смерти.

Вернулся с войны - не убит, не живой.
С седыми висками, с пустою душой.
Никак не могла мать понять: «Что же с ним?
Ведь он же вернулся, вернулся живым!»

А он, диким криком ночами кричит,
И резко проснувшись,  больше не спит.
А ей невдомек, что он видит во сне
Как роту свою он теряет во мгле.

Как звездною ночью в далекой Чечне
Друзья погибают в дыму и огне.
Свист пуль, запах гари, убитый курсант.
И помощи ждет товарищ сержант.

И в том бою страшном он выжил один,
Молитвами матери, видно, храним.
С разбитой душой, с кошмаром во сне...
Ему никогда не забыть о войне.

И долго еще будут сниться ему
Ребята, с которыми был он в плену.
Они заплатили сполна той войне,
Чтоб жизнь продолжалась на этой Земле.

    Музыка для матерей.

Кострами памяти зажглись
Все звезды в небесах,
И души взрослых замерли
Слезами на глазах.

И  непонятна  малышам
Вдруг стала тишина.
Все просто, много лет назад
Объявлена война.

И похоронкой каждый дом
Взрывала горем смерть,
Того, кто мог бы стать отцом
Но, канул в вечность след.

И письма старые хранит
Живя с надеждой, мать.
Все ждет, не веря, что убит -
Не может осознать.

И в День победы - день цветов
Средь праздничных огней,
Сыграем музыку без слов
Для наших матерей.


   Деду - фронтовику.

Ты был как все, один из многих
Чью судьбу сломала война,
Кого перед дальней дорогой
На фронт провожала жена.

Как бы знать ей, что ненадолго,
И, что выживешь, пусть с трудом.
Но уж три пришли похоронки
В опустевший, голодный дом.

Она без вины виновата,
Замужеством сына спасла.
Пока  ты лечился в санбате,
Братишку ему родила.

Военные годы суровы,
Но мирное время лечит.
И вот уже семья новая
Заботой легла на плечи.

Забыто плохое – хорошее.
Живет о товарищах память,
Равняет любовь и прошлое,
Только твое сердце ранят.
№24. Татьяна Валуева - Бондарева (г.Красноуральск)
ПУЛЯ-ПАМЯТЬ
Не знаю я,  как страшно  на  войне,
Не  знаю   ни  обстрела, ни  расстрела.
Но  отчего  в  груди  так  больно  мне,
Словно  оттуда  пуля  долетела…?
О  пуля-память!  Бьёт  наверняка.
Но  я  жива  с  ранением  навылет,
И  только  к  сердцу  тянется  рука,
Как  будто  на  ветру  та  рана  стынет.
Трепещет  пламя  Вечного  огня.
В  нём  жар  сердец,  на  поле  битвы  павших.
И обжигает  тот огонь меня
Нетленной  памятью  всех, пеплом  ставших.
 ФРОНТОВОМУ ДРУГУ
Эшелон… Разрушенный вокзал –
Так начался путь наш в сорок первом.
Помнишь? Марш трехдневный и привал
В уцелевшей маленькой деревне.
И кормили нас, чем Бог послал,
Женщины в холодных хмурых избах.
А потом огня свирепый шквал
Землю поднял - ничего не видно...
Солнце в небе застил черный дым,
Под ногами степь словно живая.
Кажется, с землей и мы горим –
Так встречала нас передовая.
Многое припомнится сейчас:
И любовь, и смерть друзей в санбатах…
Навсегда война сроднила нас,
Навсегда оставила в солдатах.
Мы с тобой прошли нелегкий путь,
Стали наши головы седыми.
Впрочем, может в Вене где-нибудь
До сих пор нас помнят молодыми.

 ЮНЫЕ СОЛДАТЫ
Они в тот год до срока повзрослели...
Страна одна, беда на всех одна.
Не по размеру грубые шинели
На плечи им накинула война.
И вот уже стоят в строю ребята,
Похожие чуть-чуть на нас с тобой.
Шагнули смело юные солдаты
В свой самый первый и последний бой.
И похоронки в каждый дом входили,
Неся в конвертах злую боль войны...
Ценой великой люди заплатили
За мирное дыханье тишины.
№ 25.  Лидия Колясникова (г. Кушва)

Памяти погибших в Чечне.

Я вернулся живой...
Ты, прими меня милая мама.
Там в закаты ушли боевые ребята-друзья...
А как ночь настает, оживают братишки упрямо
И со мной говорят;
«Не пугайся, что жив,
Что глаза от беды опустели.
Я остался в бою,
Где грохочет у танков броня.
Ах, как мы в восемнадцать девчонок украдкой хотели
Только вот по судьбе пробежала вчера лишь Чечня.»
Я друзей воскресить всей душою сегодня стараюсь,
и великий Кавказ пусть не снится мне каждую ночь.
Как закаты горят...
Я друзей в бою снова теряю,
А братишки встают и со мной по ночам говорят.

                        
10.03.2013 г.                 Составитель  Л.Н.Александрова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий