понедельник, 15 июля 2013 г.

Памяти жертв Гражданской войны...



к 95-летию начала гражданской войны на Урале
к 94-й годовщине окончания гражданской войны на Урале

Гражданская война 1918 - 1922 гг. занимает особое место в истории войн, пережитых седым Уралом. Впервые военные действия развернулись непосредственно на уральской земле. Особенностью этих сражений было и то, что война шла не против иноземного завоевателя, посягнувшего на богатства Каменного Пояса, а против своих же граждан, иначе представлявших перспективы развития России после падения монархии. В период с ноября 1918 г. до конца июля 1919 г. на территории региона в Гражданской войне столкнулись представители красного и белого движений, вовлекая в нее как местное население, так и иностранцев, волей судьбы оказавшихся в самой гуще событий. Восстание казачества, Чехословацкого корпуса дало мощный толчок для антибольшевистских выступлений по всему Уралу. В результате край более чем на год стал ареной крупномасштабных военных действий. Именно здесь летом — осенью 1918 г. и весной — летом 1919 г. был апогей Гражданской войны, именно здесь решалась судьба России.
«Война всех против всех»  разрушила  производительные  силы  региона, привела в смятение мысли и чувства людей, заставила их в яростном ослеплении уничтожать друг друга.
Разве было до работы на Верхнетуринском заводе, когда Верхняя Тура постоянно мобилизовывала и отправляла на фронт отряды: 3 марта 1918 г. - 120 чел. против Дутова; 20 мая 1918 г. - 60 чел. в г. Пермь; 13 июня - 79 чел. в Невьянск; 25 июля - 45 чел. в Верхотурский р-н; август - отряд из 40 чел. в Кын, который почти весь погиб. 25 августа верхнетуринцы отправили на фронт против войск Колчака 283 добровольца и 900 человек мобилизованных.
   Во время Гражданской войны, за 4 года, Россия потеряла 13 миллионов, из них примерно 2 миллиона человек покинули страну. На полях сражений красные и белые потеряли примерно тоже 2 миллиона.
В 1918 году в России имел место государственный террор в виде внесудебных расстрелов и концлагерей, причем в этом преуспели и красные, и белые. В результате террора погибли 1, 5 миллиона россиян, в т.ч. и семья последнего русского императора Николая II, многие жители Кушвы, Баранчи, и наши земляки - верхнетуринцы, память о которых живет в названиях улиц Верхней Туры: Молодцова, Фомина, Грушина, Дьячкова, Иканина, Широкова, Кривощекова.
Схваченный белогвардейцами 19 декабря 1918 года, 18-летний комсомолец Иван Молодцов на следующий день был расстрелян ими именно на Сухановском, где стоит памятник. В это же время бело-чехами был расстрелян Андрей Васильевич Дьячков, ответственный работник Верхнетуринского исполкома. Василий Гордеевич  Иканин и Григорий Васильевич Ловков погибли  в  селе Красная Гора летом 1918 г.  Погибли в боях под деревней Салда - Петр Михайлович Грушин и  под  г. Глазовым  - Иван Дмитриевич Кривощеков.
В братской могиле на кладбище в Верхней Туре лежат Федя Белоусов 16 лет, Николай Алексеевич Широков, Леонид Федорович Казаков, Петр Никифорович Лошагин, Иван Алексеевич Попов и многие другие. (ЗП-1965)
В этой войне не было победителей, с обеих сторон были жертвы. Обе стороны потерпели поражение.  И эта драма общественного раскола не преодолена до настоящего времени.
          Нынче 95 лет с начала Гражданской войны на Урале, и 94 года  - с её окончания. Помнить о том времени Гражданской войны, о погибших в ее горниле, мы должны, именно обязаны, чтобы не повторилась та трагедия.          
Улица Фомина
Одна из улиц Верхней Туры носит имя Василия Владимировича Фомина, расстрелянного белогвардейцами зимой 1918 г. во время гражданской войны. Его молодого, босого, по морозу гнали на Половинку, где у заброшенных шахт шли расстрелы жителей Верхней Туры и Кушвы. За что лишили жизни здорового парня? Почему о нем нет сведений биографического характера ни в одной книге? На доме №96 по ул. Фомина в октябре 1968 года была установлена мемориальная доска.  
 Дом когда-то был снесен, исчезла и мемориальная доска. И только живут в нашем городе два Василия Дьячкова, внучатые племянники Василия Фомина, названные так его родной сестрой, Анфисой Владимировной, в замужестве Дьячковой, в память о погибшем брате.  А совсем недавно, в первые дни июля 2013 г., его внучатая племянница, поэт Анна Исупова, написала стихотворение "Ночь перед расстрелом".  Не зря говорят, «память живет в людях».

Анна  Исупова.
 Ночь перед расстрелом.
Василию Владимировичу Фомину, 
погибшему в годы гражданской войны на Урале, посвящаю...
За окном заметает метель.
Мама дома стелет постель.
А за мной закрывается дверь,
И меня стерегут часовые.

Дорогая мама, поверь,
Не бывает так просто потерь.
А Колчак –  тот ещё зверь.
И ему убивать не впервые.

Завтра нас поведут на расстрел.
Как я мало в жизни успел.
Будет груда кровавых тел.
А пока стерегут часовые.

Ох, родная моя Тура,
Мне с тобою прощаться пора,
Доживу лишь я до утра.
Тяжело на душе так впервые.

Мне всего девятнадцать лет.
И какой я оставлю след?
Мне роднее родины нет.
За тебя мы умрём молодые.

Не грусти, моя мама, по мне.
Я умру на Гражданской войне.
Только вспомнят ли обо мне
Через 100 лет мои родные?

На  до мною глумился палач.
Моя бедная мама, не плачь,
Испеки румяный калач,
Справь поминки по мне  простые.

У меня больше нету сил,
Мало пожил, не  долюбил,
Если был я кому- то мил,
Знайте, думал я о России.

02.07.2013г




Комментариев нет:

Отправить комментарий