пятница, 2 декабря 2016 г.

Подводник Матвей Порошин – участник Первой мировой




Хохлявин Сергей (г. Екатеринбург)

Матвей Григорьевич представляет 6-ое поколение Порошиных на Верхне-Туринском заводе (год рождения его пока не установлен). Он – младший сын Григория Иванова Порошина (1852-1919) и его супруги нимфодоры Михайловой (1853-?). Отец работал в снарядно-отделочном, а затем – в литейном цехе завода.

Вслед за отцом и своим старшим братом Павлом (моим прадедом по материнской линии) [1] в 1909 г. Матвей пришёл работать на завод в литейный цех. Так, за отливку чугунных припасов в январе того года Матвею было выдано на руки 6 руб. 63 коп. [2]. Другие братья Матвея также работали в начале ХХ века на заводе: Афанасий (?-1951) – в кузнечно-слесарном цехе [3], Анатолий – браковщиком [4].

В 1914 г. Матвей Порошин был призван служить на Черноморский флот. Военную службу проходил в звании моторного унтер-офицера 1-й статьи на подводной лодке «Нерпа» (г. Севастополь) (см. её фото). 


Защищая морские рубежи нашей Родины во время Первой мировой войны, он был дважды награждён Георгиевской медалью.


Георгиевская медаль 4-ой степени (см. фото) № 633399 (приказ Командующего Черноморским флотом № 1152 от 22.11.1915 г.): «За дело 13 мая 1915 г., когда подводная лодка «Нерпа» атаковала у Босфора неприятельский миноносец, при чем при уходе под воду обнаружилось повреждение носовых горизонтальных рулей, быстро исправленных им вместе с машинным унтер-офицером Беловым» [5].


Георгиевская медаль 3-й степени (см. фото) № 76243 (приказ Командующего Черноморским флотом № 299 от 07.04.1916 г.): «За проявленное мужество, хладнокровие и способствование в деле подводной лодки 23 августа 1915 г. у Анатолийского берега во время боя эскадронных миноносцев «Быстрый» и «Пронзительный» с крейсером «Гамидие» и двумя миноносцами типа «Милет», конвоировавшими 4 транспорта с углем, когда лодка неожиданным в разгар боя появлением вблизи неприятеля произвела у него значительное расстройство, отвлекла на себя сильный неприятельский огонь и сбила маневрирование неприятеля, заставила его бросить конвоируемые транспорты и затем, отрезав последний путь, заставила их выброситься на берег» [5].


В 1916 г. Матвей Порошин был включён в «Списокъ квалифицированныхъ рабочихъ горныхъ и горнозаводскихъ предпрiятiй юга Россiи, подлежащихъ возвращенiю из армiи» [6], но остался жить на Украине в г. Николаев, где прослужил на Черноморском флоте 20 лет. Умер в 1960 г.

___________________________________________________________________________

Справочно (см. http://www.navy.su). Подводная лодка «Нерпа» заложена 25 июня 1911 г. на судоверфи Отделения Балтийских Заводов, Николаев. Спущена 19 октября 1913 г. Вступила в строй 26 февраля 1915 г. Длина – 67,4 м, Ширина – 4,42 м. Силовая установка – 2 дизеля (4 Ц; 4 Т) – по 250 л.с. завода Л.Нобеля; 2 электродвигателя – по 450 л.с. Экипаж – 4 офицера / 4 кондуктора / 31 нижних чинов. Глубина погружения - рабочая – 50 метров, предельная – 100 метров. Вооружение – 4 торпедных аппарата 457 мм и 8 торпедных аппаратов Джевецкого.

В период Первой мировой войны вела поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции, несла позиционную и разведывательную службы на подходах к проливу Босфор, наводила и прикрывала главные силы флота, осуществляла навигационное обеспечение минно-заградительных операций легких сил флота. Уничтожила 2 парохода и 6 парусников.

С лета 1917 г. находилась в капитальном ремонте в Николаеве. 27 января 1918 г. вошла в состав Красного Черноморского флота. 17 марта 1918 г. была захвачена австро-германскими войсками, а 9 декабря 1918 г. – англо-французскими интервентами. 14 марта 1919 г. была освобождена частями советского Украинского фронта, но 17 августа 1919 г. захвачена белогвардейцами. 31 января 1920 г. при освобождении Николаева была отбита частями РККА и 3 июня 1923 г. по окончании капитального ремонта введена в состав Морских сил Черного моря. 25 января 1923 г. Почетным моряком в списки экипажа подводной лодки был зачислен командующий Вооруженными Силами Украины и Крыма М.В. Фрунзе.

Прошла капитальный ремонт в 1925-1926 гг. 3 ноября 1929 г. выведена из боевого состава флота, разоружена и передана Главному военному порту Морских сил Черного моря на хранение, а 3 ноября 1930 г. исключена из списков РККФ и сдана в Севастопольский военный порт для реализации. Корпус подводной лодки до начала Великой Отечественной войны находился в распоряжении черноморской партии ЭПРОН и использовался в качестве учебной болванки при тренировочных спусках водолазов.


Использованная литература

1.      Хохлявин С.А. «Порошины, сто лет тому назад» // Голос Верхней Туры. – 2016. – № 3. – 28 января. – С.14.

2.      ГАСО. Ф.627. Оп.2. Д.615. Рабочий журнал и требовательная ведомость на выдачу заработной платы мастеровым и рабочим по механическому и литейному цеху за январь месяц 1909 г. по В.-Туринскому заводу. Л.59 об.-60.

3.      Там же. Л.116 об.-117.

4.      ГАСО. Ф.627. Оп.2. Д.1105. Расчетные ведомости выдачи жалованья мастеровым и рабочим В.-Туринского завода. Ведомости окладного содержания мастеровым и прочим лицам за 1917 г.: январь (л.6 об.), февраль (л.61 об), март (л.113 об.), апрель (л.163 об.), май (л.214 об), июнь (л.252 об.), июль (л.355 об.), август (Л.416 об.), сентябрь (л.475 об.), октябрь (л.562 об.), ноябрь (л.721 об.), декабрь (л.810 об).

5.      Книга памяти «Черноморский флот в Великой войне 1914-1918 годов». Сост. Григоров А.И. 2012-2014 гг. – С.152, 185. – См. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://genrogge.ru
Списокъ квалифицированныхъ рабочихъ горныхъ и горнозаводскихъ предпрiятiй юга Россiи, подлежащихъ возвращенiю из армiи. Петроградъ. 1916. Типографiя «Научное Дѣло», Загородный пр., 74. С.278. – См. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://нэб.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий