понедельник, 5 февраля 2018 г.

Дирижабль над Свердловском


К  80-летию  прилета  дирижабля  в  Свердловск

Михаил  Петров
ДИРИЖАБЛЬ  НАД   ГОРОДОМ

Рассказ  очевидца

     Помню,  у  нас  в  доме  часто  велись  разговоры  о  дирижаблях,  этих  воздушных  гигантах.  Мои  родители,  конструкторы  Уралмашзавода,  принимали  участие  в  проектировании  приемной  мачты  для  дирижаблей.  Прилет  одного  из  них  планировался  на  1937  год.
     Время  прибытия  дирижабля  взрослые,  видимо,  знали.  Мы  же,  пацаны,  об  этом  не  ведали.  Какой  обуял  меня  восторг,  когда,  сидя  на  уроке,  я  через  широкое  окно  школы  увидал  плывущую  над  заводскими  трубами  огромную  сигару!
     Вскочив  с  места,  я  радостно  вскрикнул,  сразу  догадавшись,  что  эта  сигара – давно  ожидаемый  дирижабль.
     Учительница  сделала  мне  замечание и пересадила  на  заднюю  парту.  Я  и  там  не  мог  усидеть,  вертелся,  показывал  ребятам  на  окно.  Но  там  ничего  интересного  уже  не  было.  Просматривался  знакомый,  ничем,  не  примечательный  пейзаж.  И  только  в  конце  школьной  смены  пронеслась  весть:  «Дирижабль  над  Уралмашем!»
     Мы  высыпали  на  улицу,  наполненную  непонятным  шумом,  неясно  откуда  идущим.  Все  вертели  головами,  но  ничего  не  видели.  И  вдруг  из-за  крыши  школы  медленно  выплыл  огромный  серебристый,  похожий  на  кита, воздушный корабль.  Утробно  гудя,  он  важно  плыл  по  небу.
     В  те  годы  и  самолет-то  был  для  нас  редкостью.  А  тут  такое  чудо  над  головой.  При  виде  его  невозможно  было  удержаться  от  радостных  криков.
    
Дирижабль  долго  кружил  над  Уралмашевским  поселком.  Прибежав  домой,  я  еще  раз  увидел   это  удивительное  зрелище.  Воздушный  корабль  с  огромными  буквами  «СССР»  на  покатом  боку  проплывал  над  нашим  домом.  Хорошо  была  видна  продолговатая  гондола  с  окнами,  гудящие  моторы  и  на  хвосте  пересекающиеся  под  прямым  углом  рули  управления.  На  всю  жизнь  запомнилась  эта  величественная  картина. Однако  в  тот  день  дирижабль  долго  кружил  над  Уралмашем  и  начал  у  нас  вызывать  удивление,  а  некоторые  взрослые  даже  подумали,  не  стряслась  ли  с  ним  какая  беда?
     …Много  позже,  проезжая  по  Челябинскому  тракту,  я  всматривался  в  окрестности,  пытаясь  отыскать  мачту  для  дирижаблей.  Но  поиски  оставались  бесплодными.  Наконец,  я  поинтересовался  у  своего  старого  знакомого  Петра  Васильевича  Слуховских,  бывшего  авиатора,  жившего  в  то  время  в  Арамили,  не  знал  ли  он,  где  была  мачта  для  приема  дирижаблей.  Не  только  знал,  ответил  он,  но  и  сам  был  свидетелем  того  памятного  дня,  когда  прилетал  дирижабль   «СССР  В-6».

    Вот  его  рассказ:  «В  те  годы  я  был  техником  звена  школы  пилотов.  Как-то нам  сообщили,  что  в  Свердловск  прилетит  дирижабль.  В  день  прилета,  9  сентября  1937  года  нас  подняли  по  тревоге.  Я  попал  во  второе  звено.  Дежурили  с  5  часов  утра.  Дирижабль  показался  со  стороны  города  и,  сделав  несколько  кругов,  стал  снижаться,  приноравливаясь  к  металлической  мачте.  Но  ветер  мешал  ему  точно  подойти  к  причалу.  Сколько  мы  ни  бились,  укрепить  дирижабль  на  мачте,  так  и  не  смогли.  И  дирижабль  улетел  в  сторону  города.  Вернулся  только  вечером,  в  18  часов, когда  поутих  ветер.  Но  все  равно  было  холодно,  несмотря  на  комбинезоны  и  тужурки,  в  которые  мы  были  одеты.
     Командир  корабля  дал  указание  притягивать  дирижабль  к  земле.  Был  такой  настрой:  если  мы  авиаторов  не  спасем,  они  убьются,  горючее  у  них  на  исходе.  Их  хорошо  было  слышно,  когда  они   руководили  подтягиванием.
     Притягивать  дирижабль  к  земле  было  очень  тяжело.  Он  сопротивлялся,  все  время  норовил  вырваться  и  унестись  в  небеса.  Участвовало  в  этом  деле  человек  двести!  Наконец,  подтянули  его  на  три  метра  к  земле,  канаты  укрепили кольями.  Спустились  по  лестнице  на  землю  авиаторы,  их  увезли  в  город,  а  нас  отпустили домой»
     В  Свердловске  дирижабль  пробыл    немногим  более  суток  и  10  сентября  отправился  в  обратный  рейс.  А  через  двадцать  дней  дирижабль  замахнулся  на  мировой  рекорд  длительности  полета.  И  побил  его.  29  сентября  1937  года  «В-6»  ушел  в  полет,  по  возвращение  из  которого  он  стал  знаменитым  на  весь  мир.  Полет  этот  длился  139  часов  17  минут.
     Дирижабль  этот,  построенный  по  проекту   инженера  Умберто  Нобиле,  был  самым  красивым  во   всей   эскадрилье.  В  основу  конструкции  был   положен  тип  дирижабля   «Италия», летавшего  в  1928  году  к Северному   полюсу.  Проектирование  началось   в   сентябре  1932  года.
     Первый  испытательный  полет  состоялся  5  ноября   1934  года,  второй – 7  ноября  над  Москвой,  на  высоте  300  метров.  В  мае  1935  года  дирижабль  совершил  полет  из  Москвы  в  Архангельск.  Потом  были  тренировочные  полеты  в  Киев  и  Ленинград.  И,  наконец,  -  в  Свердловск.

     В  1938  году  экипаж  дирижабля   «СССР–В6»  готовился  к  длительному  перелету   Москва -  Новосибирск.  Но,  узнав  о  катастрофе  папанинцев,  5  февраля  вечером  вылетел  на  Петрозаводск.  Однако  в  условиях  плохой  видимости  налетел  на  гору  и  взорвался.  Погибли  13  человек,  в  живых  остались  только  шестеро.
     Вся  страна  переживала  гибель  аэронавтов,  а  мы,  уральцы,  особенно.  Ведь  так  недавно  этот  дирижабль  кружил  над  нашим  городом  со  всей  своей  командой,  живой  и  невредимой,  полной  радужных  надежд  на  новые  свершения.
     К  тому  же  планировалось,  что  он  откроет  первую  в  стране  пассажирскую  линию,  связывающую  Москву  со  Свердловском.  Дирижабль  этот  мы  уже  считали  в  какой-то  мере,  своим,  родным.  Но  этому  не  суждено  было сбыться…
     Несколько  лет  назад,  когда  я  находился  в  туристской  поездке   по  северо -  западу  России,   мне  показывали  гору,  на  которую  наткнулся  дирижабль.  Это  даже  не  гора,  а  сопка,  совершенно  голая,  без  всякой  крупной  растительности,  кроме  травы.  На  глаз  она  высотой  метров  пятьдесят,  и,  отклонись  корабль  всего  метров  на  десять  в  сторону,  пролетел  бы  невредимым.
     После  Великой  Отечественной  войны  в  нашей    стране  началось  возрождение  дирижаблестроения.  Плодотворно  над  этой  проблемой  работала  группа  энтузиастов    в  нашем  городе  под  руководством  Давида Залмановича  Бимбата.  Однажды  к  нему  обратилась  с  просьбой  киностудия  «Мосфильм»  сделать  дирижабль  для  съемки  художественного  фильма:  «Гиперболоид  инженера  Гарина».  Просьбу  уральцы  выполнили.
     Я  видел  этот  фильм:  «На  экране  бежал  инженер  Гарин,  спасаясь  от  преследователей.  На  его  пути  с  неба опустилась  веревочная  лестница.  Он  схватился  за  нее  и  начал  быстро  взбираться  вверх.  Преследователи  отстали»
     Дирижабль  не  показали.  Да  и  что  там  было  показывать?  Для  фильма  был  изготовлен  двухместный  воздушный  корабль  совершенно  не  похожий  по  внешнему  облику  на  дирижабли  Циолковского,  Цеппелина,  или  Умберто  Нобиле.
     Редакция  одной  из  городских  газет  попросила  меня  написать  очерк  о  Бимбате,  дали  телефон.  Много  раз  звонил  по  этому  телефону,  но  безуспешно.  На  эту  тему  со  мной  Давид  Зальманович  говорить  отказывался.  В  субботу   18  января  2003  года  в  актовом  зале  «Детской  филармонии»  отмечали  15-летие  Обществу  уральских  краеведов.  Во  время  перерыва,  в  курилке  я  встретил  Бимбата. (  Впервые  Бимбата  я  увидал  10  января  1987  года  в  помещении  обкома  ВЛКСМ  на  собрании  энтузиастов,  ратующих  о  создании  музея  авиации  под  открытым  небом).   Подошел, поздоровался:
     -  Здравствуйте,  Давид  Зальманович.  Я  Петров  Михаил  Михайлович,  который  часто  Вас  донимал  телефонными  звонками.
     -  Здравствуйте,  Михаил  Михайлович,  Вас,  наверно,  удивляет  мой  отказ   рассказывать    себе?
    - Вы  угадали,  удивляет.
     -  У  вас,  журналистов,  есть  термин -  домысел,  который  часто  переходит  в  вымысел.
     -  Да,  такое  случается.
     -  Поэтому  я  не  хочу  у  читателей  вашей  газеты  выглядеть  выдуманным.
     -  Хорошо,  оставим  этот  разговор.  У  меня  к  вам  другой  вопрос:  в  1937  году  я  был  свидетелем  прилета  дирижабля  в  наш  город,  который  очень  долго  кружил  над  Уралмашем.  Зачем?  Пристать  к  причальной  мачте  мешало  солнце?
     -  Причем  здесь  солнце?  Причальная  мачта  оказалось  не  готова  принять  воздушный  корабль,  и  потому  экипаж  дирижабля  принял  решение  опускаться  на  землю  и  выждать,  когда  утихнет  ветер.  Ветер  стих  только  к  вечеру.
     -  Понятно.  Другой  вопрос:   есть  ли  какие  заказы  на  постройки  дирижаблей?
     -  Да,  есть.  Я  получил  заказ  на  постройку  дирижабля  для  Севера.  Но  я  не  дирижаблестроитель,  как  считают  многие.  Я  строитель.
     -  Что  же  вы  строите?
     -  Недавно  мы  закончили  изготовление  из  глинистого  состава  ангара  для  Уктусского  аэропорта,  расположенного  вблизи  Арамиля,  случайно  не  видели?
     -  Видел,  и  не  один  раз,  когда  с  женой  ездили  в  Арамиль  к  моему  шурину.  Автобус  подходил  к  самому  аэровокзалу.
     -  Видели?!  -  радостно  произнес  Бимбат.  -  Это  наше  детище  с  единомышленниками!

     Я  понял,  что  строительство  дирижаблей  для  Бимбата -  увлечение,  а  не  дело  его  жизни.                                                                  

Комментариев нет:

Отправить комментарий