суббота, 16 декабря 2023 г.

Последние дни Алексея Токарева

Последние дни Алексея Токарева, или мои воспоминания об Алёше 
 Анна Исупова, г. Екатеринбург 

 Прошло уже 4 года, как 17 декабря 2019 года ушёл из жизни наш близкий друг Алексей Токарев, наш Алёша

     Съездила на похороны в Красноуральск, проводила его в последний путь. Уже пролиты реки слёз. Вспоминаю весь декабрь, с первого числа, когда он приехал на день рождения поэта Любови Анатольевны Ладейщиковой в Екатеринбург. Я её поздравила с днем рождения, пожелала здоровья. И спросила про Алёшу. Она сказала, что он звонил, что приедет к обеду, так как выехал из Красноуральска позже обычного. Я пытаюсь восстановить хронику последних дней его жизни, ведь эти дни мы часто виделись с ним. 
 2 декабря. Я сделала запись в своём дневнике: «Лёша засел у Л.А. Ладейщиковой делать фильм к юбилею ЛИТО Уралмаша, обещал прийти завтра».
 3 декабря - вот такая запись: «Сижу я дома и жду Лёшку Токарева. Жду Лёшку со сборником стихов — приложением к журналу «ВЕСИ». Обещал к двум часам, а сейчас уже два». Так и не дождавшись Алексея, я поехала к дочери Маше. А вечером прихожу домой, а там уже долгожданный гость: уже помыл волосы и постирал свои носки. 
     Мы пошли на кухню ужинать. А потом завели речь о предстоящем 85-летии ЛИТО Уралмаша, и я Алеше подарила пригласительный билет на 50-летие этого объединения, где была изображена Эмблема ЛИТО: подшипник, а внутри изображено перо и написано «ЛИТО УЗТМ».
     Алексей, уже будучи дома, поработал над дизайном эмблемы, и включил её всюду: в бейджики, которые он разработал по моей рекомендации, в фильм об истории ЛИТО, даже эта эмблема изображена на «Благодарственном письме», которое вручила нам Л. А. Ладейщикова 9 января на заседании «Творческого Семинара», которое посвятили памяти Алексея. В этот вечер, 3 декабря, Алексей подарил мне один номер журнала «ВЕСИ», где опубликованы стихи членов ЛИТО Уралмаша. 
    Там же опубликован гимн объединения, который написан Л. А. Ладейщиковой в соавторстве с Алёшей (он ей подсказал несколько слов для рифмы). Эту песню должен исполнить на юбилейном вечере Никонов. А я предложила Алёше найти мелодию для песни и исполнить этот гимн. Даже нашла мелодию для песни, это - «Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина...» Песня «Мы - армия страны» написана композитором Георгием Мовсесяном на стихи Роберта Рождественского. Впервые эту песню исполнили на параде 9 мая 1982 года. 
     Алёша уже напел несколько мелодий на мои стихи и даже создал шесть видеоклипов на мои стихи. Так он вместе с Леной Александровой внимательно прочитал сборник «Тихо-тихо уходит любовь», и сделал мне большой подарок к презентации этого сборника в 2017 году, которая проходила в библиотеке им. Ф.Ф. Павленкова в Верхней Туре. 

     Бейджики нашли у себя. Их у нас накопилось после многочисленных марафонов и фестивалей. Ещё обсудили выставку книг участников ЛИТО, для которой надо написать заголовок. 
11 декабря он приехал в Екатеринбург и остановился у Л. А. Ладейщиковой. 
12 декабря — в ЦК «Орджоникидзевский» отмечали 85-летие ЛИТО Уралмаша, правопреемником которого является «Творческий семинар Любови Ладейщиковой». Я испекла пирог с картошкой и мясом, и поехала на метро до остановки «Уралмаш», а потом на автобусе одну остановку до площади Первой пятилетки. Поднялась на второй этаж ЦК и сразу увидела Алёшу среди снующих членов ЛИТО: шла подготовка к празднику. 
     Я отвечала за книжную выставку. Количество книг на выставке росло. Принесли свои и Юрия Конецкого книги Л.А. Ладейщикова, выложил свои журналы и диски Женя Лобанов, я поставила книги Михаила Петрова и свои (Анны Исуповой). По одной книге положили на стол Алексей Токарев, Елена Захарова, Наталья Кузнецова и др. Приехали журналисты из «Православного канала» и засняли эту выставку, как и весь вечер, на камеру. 
    Татьяна Падерина, которую я знаю ещё с «Общества свободных поэтов», как всегда готовила сервировку стола. Каждый что-нибудь принёс к столу. Я нарезала пирог. 
       С Алёшей решили, что торжество надо начать с общей фотографии. Так и сделали. Фотосессия заняла минут 10-15: пока все вставали, усаживались, а потом надо было позировать на десяток фотоаппаратов. Наконец, все расселись вокруг стола. 
    Любовь Ладейщикова произнесла вступительное слово. Потом обрушились на нас поздравления сотрудников Центра Культуры. Пришли поздравить даже сотрудники библиотеки при ЦК. Посмотрели видеофильм Алёши Токарева об истории ЛИТО Уралмаша. Некоторые фотографии из архива М. М. Петрова были им использованы для создания этого фильма. Даже было вставлено выступление Михаила Михайловича Петрова на 80-летии ЛИТО Уралмаша в 2014 году. Тогда мы на это мероприятие ездили втроём: М. М. Петров, я и Алёша. М.М. Петрова, как старейшего члена ЛИТО, пригласила Л. А. Ладейщикова, мне она позвонила лично и попросила сопровождать Михаила Михайловича, ну, а я с его разрешения пригласила Алёшу. На память об этом событии хранятся у меня в компьютере фото и видеоматериалы от Алёши. И везде была задействована эмблема ЛИТО Уралмаша. Во время праздника прозвучала в записи «Семинарская юбилейная песня» в исполнении Алёши Токарева. А потом свой вариант песни под гитару, как и предполагалось раньше, спел Вячеслав Никонов. 
     В этот торжественный вечер Л. А. Ладейщикова вручила Алексею Токареву диплом премии им. Л. К. Татьяничевой и памятную медаль. Алёша был счастлив. Состоялась презентация спецвыпуска журнала «ВЕСИ» N9 за 2019 год, где напечатана подборка его и моих стихов. Этот номер журнала помогал готовить Л. А. Ладейщиковой Алексей Токарев по рекомендации Галины Васильевны Титовой, руководителя ЛИТО «Православный ковчег». Начали они эту работу ещё в августе - сентябре. Алёша у Ладейщиковой жил по неделям, к нам забегая лишь на несколько часов. Любовь Анатольевна живёт на Опалихинской, 27, а мы в 21 доме на этой же улице. Каждый из авторов этого номера журнала, прочитал по одному стихотворению. 
     Весь праздничный вечер на столе подле Ладейщиковой горел светильник, подаренный Алёшей ей в день рождения. Поскольку запретили открытый огонь, а мы привыкли заседать со свечой, то Алёша придумал сделать светильник по типу свечи. Он купил даже лампочки, которые имитируют горение свечи. Он смастерил три светильника: для «Семинара Ладейщиковой», для Поэтических Марафонов и для ЛИТО «Серебряные струны» Верхней Туры. После похорон, мама Алёши, вручила мне один светильник на память о нём, а я передала его Любовь Николаевне Александровой, как руководителю ЛИТО «Серебряные струны». В конце вечера Л. А. Ладейщикова своим неловким движением смахнула светильник со стола, и лампочка разбилась. Она плакала как ребёнок. Когда было Алёше 9 дней со дня смерти, Любовь Анатольевна сказала, что разбитая свеча- плохой знак. Может быть... 
    В конце вечера приехал Антон - младший брат Алёши с женой Аней и маленьким сыном Антошкой. Мы сделали коллективный снимок у ёлочки в фойе первого этажа ЦК на память. Михаил Покроев довёз меня с Л. А. Ладейщиковой, Алёшей и Натальей Кузнецовой до дома на Опалихинской, 27. Я со всеми распрощалась и дошла до дома. Шёл девятый час вечера. Уснула быстро, т. к. завтра предстояли «героические» дела: идти с Алёшей в типографию железнодорожного университета за тиражом сборника «Души серебряные струны». 
    13 декабря. Не дождавшись Алёши, и не дозвонившись до него, я пошла в железнодорожный университет. В типографии получила тираж книги - 300 экземпляров. Сотрудники помогли мне вывезти коляску с тремя коробками на улицу, и я покатила эту тяжёлую коляску одна. Но тут позвонил Алёша. Он, оказывается, пришёл к нам и лёг спать. Мы с мужем решили уже давно дать Алёше ключ от нашей квартиры, так как он был всегда долгожданным гостем. Проспал два часа, и решил узнать, где я. Встретились на улице Колмогорова и потащили коляску с книгами вдвоём. Надо было вызвать такси, а то напряглась сама, и Алёшу напрягла. 
     Не успели прийти домой, как позвонила Л. А. Ладейщикова Алёше и сказала, что он забыл у неё фотоаппарат. Он тут же пошёл к ней, прихватив один экземпляр сборника. Вечер провели на кухне за разговорами. Решила, что поедем в Верхнюю Туру завтра, а эту ночь пусть Алёша отдохнёт у нас. В 9 час. уже пошли на боковую, вроде и Алёша тоже долго не засиживался. Сказал, что надо отправить видео о ЛИТО Уралмаша на православный канал, и тоже будет спать. 14 декабря. Суббота. Встали рано, позавтракали и на Северный автовокзал. Поехали рейсом в 9.45. Всю дорогу вели беседу, не заметили, как и доехали. Алёша решил выйти со мной в Верхней Туре и помочь донести до кинотеатра книги. Любовь Николаевна ещё не подошла, я ей позвонила, что мы уже приехали. С дороги хотелось перекусить, попить чая, и мы пошли к Надежде Викторовне Босиной. Нас там встретили радушно, накормили, напоили чаем. А мы вручили хозяйке новый сборник. Долго засиживаться не пришлось. Позвонила Любовь Николаевна, что она уже в кинотеатре занята оформлением фотовыставки. А в дом Босиных пришла из школы Любочка Низовкина — внучка Любовь Николаевны, обрадовалась нам, и мы втроём отправились в кинотеатр. А потом пошли к Любовь Николаевне. Алёша решил переночевать здесь, ведь завтра всё равно надо было ехать в Верхнюю Туру. Аппаратура для записи и фотоаппарат были при нём. Только он оставил дома светильник, который хотел подарить и спец. выпуск журнала «ВЕСИ» с дарственной надписью Л. А. Ладейщиковой.
 15 декабря. Встали около девяти утра, позавтракали и на такси поехали в кинотеатр «КУЛЬТУРА». Там уже стали подходить и подъезжать гости. Собралось не очень много народа. Но в назначенное время Любовь Николаевна открыла мероприятие с видеоролика Алёши, сделанное ещё им в прошлом году к 9-ти- летию ЛИТО «Серебряные струны». Потом Любовь Николаевна поведала публике, что у нас состоится сегодня презентация первого сборника стихов «Души серебряные струны». Первым она представила Алёшу, сказав, что он только недавно получил диплом и медаль премии Людмилы Татьяничевой. 

 Я тоже читала стихи. Солистки хора Татьяна Васильева и Светлана Авдюшева под аккомпанемент Олега Ильиных спели две мои песни: «Моя Тура» и «Крымский мост». Для показа на празднике выбрала два видеоролика на мои стихи: «Верхнетуринский ветродуй» и «Я не спала». Потом Алексей, автор этих видео, наслушался комплиментов от поэтов Кушвы, когда мы уже сидели в кафе. 
    К сцене вышла Елена Александрова в шикарном платье с букетом цветов, поздравила всех с праздником и сказала, что дружба наша на века. И обратилась ко мне: - Анна Михайловна, правда? - Правда, Леночка, - заверила я её. Лена прочитала несколько стихотворений и уехала на охоту на родину с друзьями. 
    Алёша всё мероприятие вёл съёмку и фотографировал. Подсел ко мне и попросил Любочку нас сфотографировать. А вечером перенёс фото мне на флэшку, которую подарил на мой день рождения. Мероприятие длилось два часа. А потом все пошли в кафе, которое располагается в здании администрации. 
     Вечер провели дома у Любовь Николаевны. Уставшие, но довольные, что мероприятие прошло на высшем уровне, сделали несколько снимков на память. 
16 декабря, понедельник. Рано утром Алёша на автобусе уехал домой в Красноуральск. Мама позвонила ему и попросила достать из ямы овощи к Новому году. Л. Н. Александрова предложила нам с Алёшей выступить перед ребятами в школе N14. Коль Алёша не смог, то мне пришлось выступать одной. Вечером на автобусе поехала в Екатеринбург. Автобус идёт через Красноуральск. Звонила Алёше, но он не взял трубку. 
17 декабря. Позвонила Лена Александрова: 
- Анна Михайловна, Вы где? В Верхней Туре? 
- Нет, я уже дома в Екатеринбурге. 
- Алёша умер… 
18 декабря 2019 года. Мне позвонила Л. А. Ладейщикова и попросила меня прийти к ней и помочь набрать текст «Поминального слова об Алёше». 
     25 декабря 2019 года. Девять дней со дня смерти Алёши Токарева. Испекла пирог с капустой. Часть пирога оставила мужу Мише, чтобы он помянул Алёшу, а часть пирога завернула потеплее и пошла на квартиру  к  Л. А. Ладейщиковой. 

 *** 1. Снега, снега, но серость всюду, 
Холодный ветер беспощаден. 
Такой декабрь нам нынче даден 
И видно – неуютно людям. 
 Проходит год такой тяжёлый 
И о тебе воспоминанья. 
Нам не забыть уход твой ранний 
И смерти приговор суровый. 

2. Поэт и друг! Видеосъёмок 
Твоих нам и не счесть, не счесть. 
Груз твоей жизни светел, ёмок, 
 Ты мужество хранил и честь. 
 Как дальше жить? Немым вопросом 
Глаза друзей глядят в слезах. 
И о тебе поплачут росы 
Да и святые в образах. 

 *** Гляжу, Алёшенька, зима стучит в окошко 
И солнышко не льёт свой тёплый свет. 
К тебе занесены сугробами дорожки 
И ты не скажешь: «Здравствуй!» и «Привет!» 
 Не посвятишь стихов, чем ты грешил когда-то. 
Их было радостно в свой день рожденья получать. 
17 декабря. Ах, эта дата, 
Нам не даёт, Алёша, о тебе молчать. 
 И пишем мы стихи, тебе их посвящаем, 
Посмертно, коль при жизни не пришлось. 
Ушёл в иной ты мир, нам завещая 
Издать твой сборник, что тебе не удалось. 
 Откроем книгу и польются строки 
Твои – о жизни, счастье и любви. 
У каждого из нас свои есть сроки,
 Покуда рвём, как ты, сердца больные до крови.

10.12.2023 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий