воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Рената Яковец - уроженка Верхней Туры


Яковец  Рената Леонидовна, урожденная Евдокимова,  родилась  в Верхней Туре 01.04.1931 г.  После школы начала трудиться на Верхнетуринском  машиностроительном заводе.  В 1958 г. работала конструктором в отделе капитального строительства, активно участвовала в благоустройстве городской площади, в реконструкции и строительстве новых жилых  домов по улице Пушкина (сейчас Машиностроителей).
Такой была площадь города Верхняя Тура в 60-е годы 20-го века.
 По профессии геолог, строитель, а по призванию - краевед, историк, поэт, писатель - публицист, талантливый художник, мастер народных  ремесел.


      С 1963 года проживает  в г. Слюдянка Иркутской области. В настоящее время Рената Леонидовна на заслуженном отдыхе, Почетный гражданин города Слюдянка.  Это она организовала и возглавила историко - просветительское и правозащитное общество "Мемориал" в Слюдянском районе. Это она прислала свои акварели и графику, посвященные малой родине Верхней Туре. Тогда выставка в библиотеке называлась «Помню тебя, Верхняя Тура». Это был ее подарок Дню города – 2008 и  городскому музею, которого пока нет. В своем письме ко мне  Рената Леонидовна пишет: «…Акварели сделаны с натуры в 1959 г. Только бабушкин двор я приукрасила резьбой по воротам и крыльцу. Называется «Гости приехали». А гостья–то – бабушкина сестра Ольга Андреевна Белоусова-Соболева из Кушвы. Графические рисунки – по памяти. Чертежи Свято-Никольского  храма – по фотографиям из Ваших книг. Фотографии работ ОКСа  (застройка) – из моего архива.  Буду рада, если мой подарок пригодиться Вашему музею…». Конечно, пригодится, но чуть позже...
         Сегодня же Рената Леонидовна отмечает свой 81-й день рождения. Так пожелаем же ей здоровья, долгих счастливых лет жизни и ярких успехов.

           А успехи ее действительно яркие. Только посмотрите, автором каких книг она является.    

Яковец Р.Л. Вот моя деревня.[повесть о возрождении деревни после войны]. - Улан-Удэ: б.и., 2009 - 56 с., илл. автора.




Яковец Р.Л. Соболь - король тайги./ Рената Яковец - Улан-Удэ: б.и., 2010- 56 с., илл.автора.



Яковец Р.Л. Униженные да возвысятся: [репрессии, подвиг.] - Слюдянка: б.и., 2010 - 200 c., фот.










Яковец Р.Л. Джунгарские ворота. - Слюдянка: б.и., 2011 - 212 с., илл., фот.










Золотая россыпь Байкала: [стихи и проза разных лет]. / литературное объединение "Огонек" - Слюдянка: б.и., 2011 - 184 с., фот.
        В этом сборнике опубликованы стихи Ренаты Яковец. Но о Байкале.  Предлагаю вам прочитать стихотворение  о Николаевской церкви, что стояла почти 100 лет на площади Верхней Туры.


Белый лебедь.
Храм стоял, как белокрылый лебедь,
Стройные колонны с трех сторон,
Колокольня возносилась в небо.
Величаво плыл вечерний звон.
Здесь полкоем пастыря укрыла
Теплая уральская земля,
И над православною могилой
Старые стояли тополя...
Я всхожу на белые ступени
Под охрану строгую колонн.
Где же тот архитектурный гений,
Тот, кто создал дивный пантеон?
Я сижу на каменной ступени
И смотрю на золотой закат
За рекой, где сумрачно, как тени.
Тополя старинные стоят.
Чудом очарована, безмолвна
Я-четырехлетнее дитя;
Благостью несокрушимою полна
Церковь за спиною у меня.
Здесь мою - давно - крестили маму,
К алтарю шли прадеды - венчать...
Больше я уж не видала храма, - 
Лишь развалины из кирпича.
И не знала я, что то- прощанье - 
Дано было мне в последний раз:
В память, а быть может, в назиданье - 
В тот закатный над Турою час...
Но по жизни белый храм несу я,
В памяти запечатлен моей, - 
Ощущенье крыльев за спиною, 
Добрых крыльев - белых лебедей.

27.05.2008 г.                                  Рената Яковец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий