воскресенье, 10 апреля 2022 г.

Танзиля Люшкова - «Я - Учитель!» (школа №14)

 К 60-летию средней школы №14

В феврале 2022 года в Верхней Туре закончился муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России», который был и остается одним из самых значимых и масштабных событий в сфере педагогики.

За  звание лучшего в своей профессии боролись три педагога: Наталья Радиковна Колодина, учитель иностранного языка школы №19, Татьяна Анатольевна Кузнецова, учитель – логопед школы №14 и Танзиля Рамильевна  Люшкова (урожденная Мухаметшина), учитель начальных классов школы №14.

Третье место в этом конкурсе заняла выпускница и теперь учитель школы №14 Танзиля Рамильевна  Люшкова, эссе которой «Я – учитель» и предлагаем прочитать.

Танзиля Рамильевна Люшкова (Мухаметшина)

Педагогическое эссе
Люшковой Танзили Рамильевны
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 14» г. Верхняя Тура
«Я – учитель»

                                                                            Если вы удачно выберете труд

и вложите в него свою душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно сделать выбор, кем стать. И вот я, окончив школу, хорошо помню, что сказала сама себе: «Сюда больше никогда не вернусь, ни под какими предлогами». Но жизнь решила иначе!
    Иногда задумываешься, что возможно каждый человек уже рождается со своим предназначением в жизни. Но оно может открыться нам лишь по прошествии времени. Понять его сразу трудно, особенно молодому человеку. Но мы можем его почувствовать с помощью интуиции: она ведет нас в сторону предназначения. Мы можем интуитивно почувствовать, куда идти, какую книгу купить, с каким человеком поговорить. Вот так произошло и со мной.
    Закончив Вернетуринский техникум, я устроилась на работу в детский сад помощником воспитателя и поступила в институт по специальности «Менеджмент». Работать с детьми мне нравилось, детей я люблю, но даже и мысли не было, чтобы пойти и выучиться на воспитателя или учителя. Далее отработав в детском саду три года мне захотелось что-то поменять в своей жизни.         Я работала продавцом, пыталась устроиться по профессии, но все что-то мне мешало, отталкивало, как будто это не мое. И вот однажды, придя домой, мы с мамой разговорились, и она мне сказала: «А попробуй устроиться в школу № 14». В школу, в которой я училась. Недолго думая, я сразу пошла, и на удивление, меня взяли, но пока не по профессии учитель.
    Проработав год, я поняла, что мне нравится работать в школе. Затем мне предложили пройти переподготовку на учителя начальных классов. И я, поразмышляв, согласилась. А выбрав профессию– полюбила ее, полюбила за то, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своём развитии всё человечество. Скорее всего, это и была та самая интуиция, то самое мое предназначение.
        Так я стала учителем. Путь проложен – сворачивать нельзя.
Прошло 6 лет и, к счастью, не было момента, когда бы я пожалела, что стала учителем. Начинать, конечно, было тяжело, так как сразу начала свой профессиональный путь с особенных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. На тот момент я даже не представляла себе, как с ними работать. Но вот теперь я – учитель, я учитель «особых» детей.
    В настоящее время мы видим, какую важную роль государство отводит образованию детей с особыми образовательными потребностями. Исходя из этого, главную миссию своей работы вижу в том, чтобы создать комфортные условия для максимального развития возможностей «особого» ребенка. А главная цель – научить «особого» ребенка выбирать труд, а не безделье, быть человеком воспитанным, состоявшимся в силу своих возможностей. Но чтобы воспитать таким ребенка, учитель должен уметь преодолевать трудности, обладать выдержкой, самообладанием и оптимизмом. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – нелегкий труд. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать и учитывать особенности наших учащихся, предвидеть возможные затруднения.
        Работа и организация обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день для педагогов является актуальной проблемой. Именно это натолкнуло меня, на то, чтобы пройти переподготовку на учителя-дефектолога.
    Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии. Педагог общеобразовательной школы может восхищаться блеском ума своего воспитанника, иметь радость сотворчества. У нас другая радость: ребенок чему-то научился, он не стал лучше других, он просто стал уметь. В этом тихая радость педагога «особых» детей.
    В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, задания выбираю в пределах умеренной трудности, так как на первых этапах коррекционной работы стараюсь обеспечить ученику ситуацию успеха. Развиваю у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, стремление достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. Добившись успеха, я радуюсь вместе с ними, ведь это наша общая победа.
    На протяжении всей своей педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я могу отметить, что такие дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Ну и конечно, главное в моей работе с «особыми» детьми – это то, что ребёнок должен знать и чувствовать, что в нашем мире, иногда не всегда дружелюбном, есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Мы с вами знаем, что каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, которые мы принимаем сегодня, будет зависеть его завтрашние победы и успехи.
    Уже будучи учителем начальных классов «особых» детей, мне стало интересно, а как же работать в старших классах, смогу ли я. Но и так как, я человек творческий, меня заинтересовал такой предмет, как изобразительное искусство. И тут опять судьба, опять моя интуиция меня не подвела. Решила, прошла переподготовку на учителя изобразительного искусства. Учиться было сложно, но интересно. И у меня все получилось. Затем стала преподавать в старших классах изобразительное искусство.
        Каждый день, из года в год я, учитель, вхожу в класс. Но ни один класс не похож на другой, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняется его настроение, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, я сталкиваюсь с чем–то новым. А это требует наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем – то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем – то уникальных. Все это бесспорно говорит о том, что моя профессия, профессия учителя, самая творческая.
        Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – почти ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. Чтобы научить детей учиться, учитель сам должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого прохожу курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, смотрю различные вебинары и т.д. 
Но кроме этого педагог должен обладать широким кругозором, изучая не только учебную, но и научно-популярную, и художественную, и справочную литературу, а также хорошо владеть информационными технологиями, идя в ногу с детьми и со временем. Учитель обязан досконально знать свой предмет, не останавливаться на достигнутом, а критически относиться к собственным успехам и анализировать постигшие неудачи. Самое главное в работе учителя – любить детей, уважать их и быть справедливым. И тогда дети простят учителю и его строгость, и его недостатки, которые у всех нас есть.
        Профессия учителя настолько подвижная, деятельная, не позволяющая стоять на месте, она требует быть в курсе разных событий. Дорогого стоят моменты педагогического успеха или успеха детей, когда за спиной вырастают крылья, и хочется творить, подарить частицу себя.
    Учитель, я считаю, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец. Учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы - все это возможно только тогда, когда ты любишь детей. Любишь и принимаешь их такими, какие они есть. Учитель должен понимать, что не только учит ребёнка, но и ученик помогает учителю постичь жизнь. Мы учимся одновременно. Только работая в сотрудничестве, можно достичь результата.
    Главное в моей профессии учителя - не забывать правило, которое сформулировал Л.Н. Толстой: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
        Я люблю свою работу. И осознание того, что есть такая профессия учитель, что я нужна своим ученикам, коллегам, делает мою жизнь прекрасной, хочется творить, удивлять и радовать людей, которые меня окружают.
    Учитель не должен бояться брать на себя ответственность, должен быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, уметь, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие лучший результат.
        Подводя итог, я могу сказать, что я счастлива, выбрав именно этот путь, эту профессию – профессию учитель. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.
        Счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Не бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
        Счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.
Счастлива, что могу, каждый день, отдавать детям частичку своего сердца и души, и с чувством глубокого удовлетворения могу сказать: «Я помогаю детям, я состоялась как учитель!»
 Фотографии из архива Т.Р. Люшковой (Мухаметшиной)

Комментариев нет:

Отправить комментарий