воскресенье, 2 декабря 2018 г.

«Ночь перед расстрелом»: от стихотворения к краеведческому поиску

Верхнетуринское отделение Уральского историко-родословного общества


Исупова Анна Михайловна,
действительный член УИРО


к 100-летию  начала гражданской войны на Урале
к 100-летию расстрела Фоминых Василия Владимировича

            Несколько лет назад жительница Верхней Туры Надежда Горюнова в разговоре со мной поведала мне рассказ  своей 90-летней соседки Евгении Пискуновой, свидетельницы страшных событий гражданской войны в Верхней Туре в декабре 1918 года. Ей  было лет 6. Тогда она с родителями жила в центре заводского поселка. Она сама видела, как по улицам в лютый декабрьский мороз вели на расстрел Фомина и других. Их вели босыми и избитыми по родному поселку. После этого рассказа я написала стихотворение «Ночь перед расстрелом». Колчак предстал не только им, ждущим расправы, но и мне через сто лет, зверем, и никто меня в обратном не убедит!    
За окном заметает метель.
Мама дома стелет постель.
А за мной закрывается дверь
И меня стерегут часовые.

Дорогая мама, поверь,
Не бывает просто потерь.
А Колчак  их –  тот ещё зверь,
Убивать  ему не впервые.

Завтра ждёт нас суровый расстрел.
Как я мало в жизни успел.
Будет груда кровавых тел,
А пока стерегут часовые.

Ох, родная моя Тура,
Мне с тобою прощаться пора,
Доживу лишь я до утра.
Тяжело на душе  так впервые.

Мне всего девятнадцать лет.
И какой я оставлю след?
Мне милее родины нет.
За тебя мы умрём  молодые.

Не грусти,  родная, по мне.
Я умру на гражданской войне.
Только вспомнят ли обо мне
Через сто лет мои родные?

Надо мною глумился палач.
Дорогая мама, не плачь,
Испеки румяный калач,
Справь поминки по мне простые.
У меня больше нету сил,
Мало пожил, не долюбил,
Если был я кому-то мил,
Знайте, думал я о России.
2.02.13г.
                  
Рассказ 19-летнего парня перед расстрелом  является своего рода исповедью, когда незачем врать, когда от чистого сердца звучат слова о любви к жизни, матери, своей Родине. 3 декабря 2018 года исполняется 100 лет со дня  той страшной трагедии, и на его  вопрос: «Только вспомнят ли обо мне через 100 лет мои родные?», я отвечаю: «Вспомню и расскажу!»
Родительский дом стоит на улице Дьячкова, ранее она называлась Односторонок,  переименована в 1920 году, как и другие улицы рабочего посёлка Верхняя Тура. Улица названа в честь Андрея Васильевича Дьячкова, погибшего от рук белых.  Когда я спросила у своей двоюродной сестры Вали: « Не наш ли это родственник?», она ответила: «Нет, не наш».
А вот её мама — Анна Андреевна Дьячкова (20.09.1926-14.05.2014), незадолго до своей смерти, рассказала мне, что в одно время с Андреем Дьячковым был расстрелян в декабре 1918 года наш родственник, брат моей бабушки Анфисы Владимировны Дьячковой, и в его честь названа улица Фомина.  Значит, семья Фомина жила на улице Кордонная, которую в честь него переименовали в 1920 году.

Оказывается, бабушка в девичестве была Фомина! Если она Владимировна, то и Фомин должен быть Владимировичем. Но как его звали? Анна Андреевна не сказала.   Я обратилась в библиотеку им. Ф.Ф. Павленкова, к краеведу Л.Н. Александровой. Действительно, в библиотеке оформлен альбом о гражданской войне, где есть глава «Их именами названы улицы Верхней Туры». В альбоме указан Фомин Николай Васильевич,1890 года рождения.   Мы были тогда озадачены.
            Как-то летом 2014 года я вместе с Любовь Николаевной и внуком Андреем отправилась в гости к двоюродному брату своего отца, своему дяде — Чернышёву Виктору Михайловичу, который жил по улице Фомина. Он и его жена Любовь Фёдоровна, подтвердили, что живут на улице, названной в честь брата Анфисы Владимировны. После этой встречи и у  меня, и у Л.Н. Александровой  появилось желание провести родоведческий и краеведческий поиск и узнать имя героя, в честь которого названа улица Фомина.
17 марта 2018 года  мы изучили документ «Запись членов Красной Армии, уехавших на Невьянский фронт 13 июля 1918 года». В этом документе указаны среди  рабочих Верхне-Туринского завода Фоминых (а не Фомин) Николай Васильевич, Дьячков Фёдор Васильевич и Дьячков Андрей Васильевич.
            Да, Фоминых Николай Васильевич, действительно участник Гражданской войны на Урале, но не в честь него названа улица. А как же звали героя, в честь которого названа улица?
Через некоторое время Любовь Николаевна выслала мне по электронной почте  текст небольшой заметки из местной газеты «Знамя победы» от 13 октября 1976 года. Заметка называется «Партия в период Гражданской войны». В этой заметке написано: «Фомин Василий Владимирович, молодой рабочий завода, зверски убит на Сухановском  участке и похоронен в братской могиле».
            Через некоторое время Любовь Николаевна нашла ещё один документ «Текст мемориальных досок и места их установки по г. В. Тура». Под номером восемь читаю такой текст: «Улица носит имя Василия Владимировича Фомина, который расстрелян колчаковцами в 1918г.»  ул. Фомина, 96. Доска установлена в октябре 1968 года». Но дом снесен… и доски нет.
Мне стало понятно, почему моя бабушка Анфиса Владимировна Дьячкова, урождённая Фомина, назвала Василиями двух своих внуков. Да это же в честь своего родного брата Василия, погибшего от рук колчаковцев в декабре 1918 года! Так и живут в Верхней Туре  два Василия — Большой и Маленький. Так мы их звали в детстве, чтобы отличить. Один  мой двоюродный брат Василий родился в 1952 году, а мой родной брат Василий в 1954 году.
Летом 2017 года я съездила в город Кушву  в местный краеведческий музей, надеясь найти документы, касающиеся Фомина В.В. Директор музея  предоставила мне копию списка погибших жителей Кушвы и Верхней Туры  от рук колчаковцев, где под номером 70 числится и Фомин Василий. Этот список, по словам директора музея, создавали по воспоминаниям очевидцев тех страшных событий в 1956-1957 гг., когда решили местные власти воздвигнуть памятник погибшим в годы Гражданской войны на Урале  на Половинке и приурочить  к 40-летию освобождения Урала от Колчака.
Меня заинтересовал вопрос: а какие части белых захватили мой родной город в далёком 1918 году и кто причастен к массовым расстрелам в Верхней Туре.  Это - Казагранди. Я нашла сведения об этом человеке в интернете. О Н.Н. Казагранди прекрасная статья, прославляющая его «подвиги» на фронте, даже помещена фотография на станции Кушва, сделанная 18 декабря 1918 года. А для меня он - убийца, таким и останется. 
В марте 2018 года Л.Н. Александровой   были  для меня  присланы электронной почтой ещё несколько документов по пребыванию белых в Верхней Туре. В 1990 году к 71-ой годовщине освобождения Урала от Колчака в газете «Знамя победы» опубликован очерк Маргариты Галямовой «О чём молчат обелиски». Приведу две строчки из очерка:
 «В первый день прихода колчаковцев в В-Туру был зарублен Гавриил Воронов и расстрелян В.В. Фомин».
17-19 марта 2018 г. я побывала в г. Верхняя Тура. В мои руки попал очень нужный мне документ - «Материалы по истории Верхнетуринской партийной организации Свердловской области 1900-1919г.г.»
Тачкин Павел Николаевич, бывший редактор местной газеты, в 1964 году записал воспоминания жителя Верхней Туры Ложкина Семёна Матвеевича, 1890г.р.:
  «Я, Ложкин С.М., утверждаю, что в братскую могилу, что нынче находится на Сухановском участке, белые палачи свозили всех убитых, расстрелянных красных воинов, сюда же свезли они и тех, кто был схоронен в ограде памятника на площади, как например, Грушина, Стольникова, Русских, Иканина. Здесь схоронен был и Ведерников Вас., Фомин Вас., да ещё муж Саблиной  Аполлинарии, лежали здесь убитая женщина молодая и ещё было несколько китайцев».
За четыре года  я узнала совсем немного о своём предке: узнала имя, фамилию, где похоронен, осталось найти сведения о дате рождения, и я отправилась в ГАСО. Первый документ, с  которым я поработала, называется «Алфавитный список обывателей Верхне-Туринского завода к 8 марта 1863 года, составленный на основании  10 ревизии и метрических книг в 1899 году В. Обуховым». (Ф.627.Оп.1.Д.2010.Л.158) В этом документе я нашла сведения о некоем Панфиле Ивановиче  Фоминых и его двух сыновьях Иване и Владимире, которому в 1863 году было 11 лет.
В октябре 2018 года в ГАСО я нашла документ «Список белобилетников призыва 1893-1909 гг., работающих в доменном цехе» (Ф.627, Опись 1, Дело 1808, л.317 оборот), где указан Фоминых Василий Владимирович. Год призыва -1900, работает на заводе с 5 марта 1917 года, токарь.
Так значит фамилия Василия Владимировича — Фоминых, а не Фомин. Если на время призыва в армию, В.В. Фоминых было 21 год, то можно предположить, что он  с 1879 г.р. или более позднего года рождения. Значит, в 1918 году ему исполнилось 39 лет,  а может быть и больше.
И тут меня осенило: Николай Васильевич Фоминых - участник Гражданской войны на Урале, который указан в альбоме —  мог быть сыном Василия Владимировича! И расстреляли В.В. Фоминых белые, скорее всего, за то, что его сын служил в рядах Красной армии. Но это только версия. Хотя подлинную причину жестокой расправы над В. В. Фоминых я едва ли узнаю.
   И надеюсь, что на памятнике на Братской могиле в окрестностях Уралэнерго на  Сухановском тракте, будет установлена табличка с фамилиями всех захороненных в ней. Среди них будет вписана и фамилия моего родственника — Василия Владимировича Фоминых.
В братской могиле захоронено 60 человек, список  отсутствует. Такие сведения были найдены в старом издании книги "Кушва" (1967).
Уход за памятником  в настоящее время осуществляет местное отделение КПРФ. Памятник изготовлен и сооружен  в 1959 г. по проекту местных художников в память погибших верхнетуринцев  в период интервенции 1918-1919 гг. Памятник внесен в Реестр объектов культурного наследия.

20.11.2018 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий